Site icon Главпост

«Повстанческое танго» Ольги Илькив

Легендарная связная Главного командира УПА Романа Шухевича, многолетний узник советских тюрем, поэтесса встречает 100-летний юбилей  «Повстанське танґо» Ольги Ільків

«Повстанческое танго», которое Ольга Илькив написала в далеком 44-м, а на музыку положила еще одна подпольщица, посестра Ольги Марта Пашковская, пели воины УПА. Теперь его поют те, кто отстаивает нашу независимость на восточных границах. На 21 июня (прим.: Ольга Илькив родилась 21 июня!) было запланировано юбилейный концерт во Львовской филармонии, к которому почти пол года с большим трепетом и огромной ответственностью готовились известный певец Орест Цимбала и руководитель Академического инструментального ансамбля «Высокий Замок» Андрей Яцкив. К сожалению, пандемия и карантин внесли свои коррективы в программу юбилейного концерта, однако благодаря стараниям организаторов песни легендарной юбилярши можно будет услышать в Интернете. О «Повстанческое танго» и о легендарной связную журналисту «ВЗ» рассказали автор проекта Орест Цимбала и музыкальный руководитель проекта Андрей Яцкив.

А. Ц.: Проект называется «Повстанческое танго». Первый концерт в рамках этого проекта состоялся десять лет назад — к 90-летию Ольги Илькив. А предыстория его очень интересная. Мне в свое время Юрий Шухевич рассказывал о связную своего отца Романа, которая когда-то писала песни в ритмах танго. А поскольку я всегда интересовался этим песенным жанром, то мне это было особенно интересно. Помню, в 2008 году во Львовской опере отмечали праздник Героев, на котором увидел Ольгу Илькив с сыном Владимиром. Подошел к ним и сказал, что знаю, что она создавала песни-танго. Госпожа Оля обрадовалась: «Вы — первые, кто мной и моим творчеством заинтересовался». Когда впервые приехал к ней домой, Ольга Илькив мне напевала эти танго. Но меня больше всего заинтриговало именно «Повстанческое танго». Потому что я с ним был уже знаком, поскольку известный певец из Великобритании Владимир Луцив еще в 1974 году записал это танго на пластинку, не указывая имен авторов (я выдал целую серию аудиодисков песен В. Луцива). Никто не знал, кроме небольшого круга, кто авторы песни. Даже в летописи УПА (1997 год издания), 25-й том которого посвящен повстанческим песням, нет имен авторов под этим танго. И когда мне госпожа Оля начала петь свое «Повстанческое танго», был поражен, что это именно она написала его поздней осенью 1944-го. А Марта Пашковская — также связная Романа Шухевича — создала мелодию в 1945-м, когда уже был полный наступление советской власти.

— Это «Повстанческое танго» пели по всей Украине?

— Знаю, что на Волыни. Вообще, произведения А. Илькив можем назвать не так повстанческими песнями, как подпольными, потому что были созданы уже во времена глубокого подполья. Для меня 100-летняя госпожа Оля — молодая вечно. Почему? Потому что она всегда влюблена, очарована, и это является ее рецептом молодости. Свое первое танго «Глаза» Ольга Илькив создала 1937 года, когда ей было лишь 17. Я всегда говорю, что Ольга Илькив, как и Богдан Весоловский, является создателем украинской эстрады. Однажды я, шутя, спросил у пани Оли, могу ли я подать такую версию, что молодой Весоловский (лишь на 5 лет старше!) был в нее тайно влюблен, ведь они оба из Стрыя, а Стрый — небольшой городок…

— И что она вам на это ответила?

— «Говорите, что хотите!» — сказала (смеется. — Г. Я.). У нее невероятное чувство юмора. На мой вопрос, что она думает на пороге века, просто улыбнулась и сказала: «А что можно думать на пороге века? Меня Бог придержал при жизни, как свидетеля той эпохи. Чтобы я передала доказательство веры в независимое Украинское государство. Мы завоевали кровью и муками ту самостоятельную Украину, но мы должны ее наполнить украинским содержанием. Надо быть мужественными, твердыми и величественными, потому что за нами герои, которые положили свою жизнь. Я имела 24, когда написала слова «Повстанческое танго». Сейчас мне — 100. Актуальность этой вещи в том, что она была написана в 1944-м, а сейчас 2020-й, а лозунг остался то же: «Воля или смерть»!..

Лейтмотив «Повстанческое танго»:

«Одна безумная нас пленила судьба

И дарила любви нежный квит.

Или переможем, или згинемо за волю,

Жить будет вечно порыв, заклятый в мит!»

По словам юбилярши, сегодня борьба за Украину разворачивается в первую очередь на информационном поле, и нам надо создать информационную УПА, потому что битвы информационно мы проигрываем. А наша задача выиграть войну! Вот так думает Ольга Илькив.

— Ольга Илькив — живая легенда…

— Да, и мы должны о ней громко говорить. Я бы хотел, чтобы этот год объявили Годом Ольги Илькив. Однажды я пришел к пани Оли, и она мне показала старенький тетрадь, а там — поэзия, которую писала в тюремных условиях, когда сидела в «Владімірскій тюрьме» (Владимир-на-Клязьме). Вместе с ней отбывали заключение Екатерина Зарицкая, Галина Дидик, Дария Гусяк — связные Романа Шухевича. Зарицкая подарила ей тетрадь, и госпожа Ольга писала в тетрадь свои стихи. И в 1964 году, когда она выходила на волю, ей чудом удалось вынести то тетрадь. И в 2010 году, через пол века, он попал в меня. Вот так я стал составителем сборника тюремных стихов Ольги Илькив «В сетях двух «закриток» и автором идеи ее издания. Сборник вышел в свет 2011 г.

— Вам удалось издать не только книгу Ольги Илькив, а еще и аудиодиск ее песен «Повстанческое танго» в исполнении Ореста Цимбалы, Марты Шпак в сопровождении Академического инструментального ансамбля «Высокий Замок».

— Без помощи Андрея Яцкива песни не зазвучали бы и не было бы этой пластинки. Знаю, что он это глубоко пережил и прожил.

А. Я.: То, как рассказал об Ольге Илькив Орест Цимбала, будет сприйнятливо даже для тех, кто впервые услышал о ней. Именно так он мне рассказал про эту легендарную женщину 10 лет назад. Это надо еще уметь, чтобы свое восхищение так искренне передать другим. У каждого музыканта, аранжировщика есть свои музыкальные вкусы. Признаюсь: я поклонник инструментальной музыки, потому что, по моему мнению, слова немного сужают содержание музыки. Музыка в моем понимании — гораздо более широкий спектр эмоций, мыслей, идей, это божественная речь, которая не требует перевода. И когда Орест сказал, что есть песни, сначала удивился, почему Орест так трепетно к ним относится. И замечу, что эти песни были без нот — просто наспівані. Я должен был понять то время, к которому я должен коснуться. Это был для меня неизвестный пласт. Это же не музыка, скажем, с пластинки, записанная в 50-х годах. А эти песни написал человек-эпоха, которая жила тогда по соседству с моим двоюродным братом на вул. Научной! И я, бывая у него в гостях несколько раз в год, совсем не догадывался о существовании этой легендарной женщины… Приступил к работе, и сразу встал вопрос: как стилистически это подать. С одной стороны, это песни этой эпохи, прошла, и как сделать, чтобы и сейчас это было интересно слушать?! С другой стороны, боялся, чтобы не сделать того, чего не любит мой тесть, который не раз говорил мне: «Не могу слушать современных обработок украинских народных песен, потому что от самой песни уже ничего не остается». Поэтому я и боялся — не сделать чего-то позавчерашнего, а, с другой стороны, очень современного, чтобы оно оторвалось от самой идеи. И описания песен, которые дал Орест Цимбала (как они создавались), мне очень помогли. Я увидел в них человека, в то героическое время любит и является любимым.

А. Ц.: Парадокс в том, что Ольгу Илькив многие воспринимают как символ идеи нации, непокоренности. Это все так. И на самом деле она имеет еще и очень чуткое и мягкое сердце. Госпожа Оля такая романтичная, говорит, что очень любит песню «Не забудь». А несколько дней назад спела: «Нарисуй мне ночь». Это очень впечатляет. Она — настоящая женщина! Поэтому и тексты у нее очень женственные.

А. Я.: Песен немного. Это не сотни, которые надо было делать, мы выбрали именно те, в которых сконцентровується вся ее суть — без каких-либо ограничений героическая, а с другой, без каких-либо ограничений человек, который является настоящей своими эмоциями, своими переживаниями. И здесь нет ни одного искусственного цветка в этом букете. Это меня и подкупило. Когда человек занимается творчеством, ему нужен покой. Такое спокойствие я должен ночью, когда никто не звонит, домашние пошли спать, и тогда можно творить… Я зачитывался поэзией, чтобы передать в нотах атмосферу песен, понимал, что эти песни писались тогда, когда Ольга Илькив была в подполье, или в тюрьме. Она не выходила на сцену и не давала концертов. И писала произведения для издания.

А. Ц.: Писала стихи, чтобы не сойти с ума в тюремных условиях.

А. Я.: Поэтому все эти вещи давали мне понимания, насколько нужно тонко это подать. Просто, без искусственной позолоты.

— В каком формате состоится празднование юбилея Ольги Илькив?

— А. Я.: Мы готовили большой концерт, арендовали концертный зал Львовской национальной филармонии, но жизнь внесла коррективы. Орест сделал фундаментальную работу, потому что проект уже есть в Интернете. Песни Ольги Илькив поют Орест Цимбала Марта Шпак в сопровождении ансамбля «Высокий Замок». Все это вместе с речью Ольги Илькив (запись 2011 г.). И когда мы в 2016 году ездили на восток Украины, мы также там исполняли «Повстанческое танго». Я рассказывал со сцены историю создания этого танго. Меня спрашивали, где можно это услышать? И когда мы возвращались домой, мне звонили вдогонку: «А где можно услышать „Повстанческое танго“?». От режима онлайн-концерта к юбилею Ольги Илькив мы отказались, потому что материалы уже есть в Интернете. Идея этого выпуска сделать акцент не столько на музыкальную составляющую проекта, как рассказать миру, что автору 100 лет, и какое у нее глубокое мышление. Она четко понимает, что все, что она сделала в жизни, — недаром.

А. Ц.: Знаете, какое кредо в жизни Ольги Илькив? «Я просто счастливый человек. Ибо кто верит в Бога, кто Ему благодарен, тот уже в Раю. Для нас нет смерти. Для нас есть будущее. Все, что мы прошли, все наши мучения — это ничто. Мы получили самостоятельную Украину, и теперь мы должны наполнить ее своим украинским содержанием, своей любовью, благородством, чувством красоты, своей песней, которая есть бессмертная и которой нет равных. Она оживляет наш дух и зовет нас в будущее».

По материалам: Высокий Замок

Exit mobile version