Site icon Главпост

Две апельсинки на месяц и одни детские штаны на два года

Но даже к такому «непрожиткового минимума» официальные показатели не дотягивают более чем вдвое!  Дві апельсинки на місяць і одні дитячі штани на два роки

4,2−4,3 тысячи гривен в месяц. Таким является реальный прожиточный минимум в Украине, заявила министр соцполитики Марина Лазебная. Однако в бюджете заложены совсем другие цифры. На сегодня общий показатель прожиточного минимума установлена на уровне 2027 грн (с 1 июля будет 2118 грн), для трудоспособных — 2102 (будет 2197). Для лиц, утративших работоспособность, прожиточный минимум одновременно является и показателем минимальной пенсии — 1638 грн (будет 1712 грн). Это цифры, не подкрепленные никакими расчетами! Их просто нарисовали «с потолка».

Согласно закону, прожиточный минимум — это стоимость набора продуктов питания, достаточного для функционирования организма и сохранения здоровья, а также минимального набора непродовольственных товаров и услуг. Этот набор утвержденный постановлением Кабмина (последнее обновление состоялось 2017 года). Не надо быть диетологом, чтобы понять, что с таким продуктовым набором здоровье сохранить не удастся. Особенно, если взглянуть на набор продуктов питания для детей.

Очевидно, набор просто подгоняли таким образом, чтобы набрать необходимое количество калорий. Поэтому там мало фруктов, зато много хлеба и картофеля. Например, детям в возрасте до 6 лет предлагают съедать более 43 кг хлеба в год (то есть 3,65 кг в месяц) и 73 кг картофеля. Зато гречки — всего 2,4 кг в год (то есть 200 г на месяц). Риса еще меньше — 1,3 кг в год. Чуть больше пшена — 2,7 кг. Овсянки — всего 700 граммов. Фруктов тоже негусто. Например, цитрусовых — всего 5,5 кг. Это примерно две апельсинки (или четыре мандаринки) на месяц. Столько же в рационе детей должно быть кондитерских изделий, считают чиновники. А дополнительно еще 18,25 кг сахара!

Относительно непродовольственного набора, то там вообще грустно. Например, для женщин предусмотрено одно пальто на семь лет. Тех, кто пережил 90-е, таким не удивишь. Но как может обойтись одной курткой на три года школьник? Даже если ребенок носит одежду аккуратно, она за три года из него вырастет. Для ребенка до 6 лет верхнюю зимнюю одежду можно покупать раз в два года. Так же два года малыш должен влезать в одну пижаму. Для детей от 6 до 18 лет пижама вообще не предусмотрена. А еще здесь одно платье на два года, блузка и свитер на три года, штаны или джинсы на два года. Про памперсы или хотя бы детский крем не идет вообще.

Если говорить о взрослых, то в расчете прожиточного минимума до сих пор не учитывают расходы на приобретение мобильного телефона (хотя бы раз в несколько лет), расходы на мобильную связь и Интернет, хотя власть уверенно продвигает идею «Государства в смартфоне». Впрочем, эту державу строят не для тех, кто выживает на прожиточный минимум. Эта категория может и до сих пор писать письма — на одно лицо предусмотрено 1,2 конверта на месяц. Кстати, согласно анализу доходов и расходов домохозяйств Госстата за прошлый год, в 31,5% домохозяйств на одного человека приходилось до 4000 грн доходов. То есть меньше, чем реальный прожиточный минимум.

Комментарий для «ВЗ»Павел Гозенко, эксминистр социальной политики

— Как так сложилось, что между цифрой, заложенной в бюджете, и реальным прожиточным минимумом возник такой огромный разрыв? Это история не новая. Впервые реальный прожиточный минимум был оторван от того, что зафиксировали в бюджете, в 2006 году, когда премьер-министром был Виктор Янукович. Тогда даже Ющенко сначала ветировал бюджет, представленный правительством Януковича, — именно за этот показатель. Со временем ситуация лишь ухудшалась. И вот за 15 лет мы пришли к тому, что реальный прожиточный минимум в два раза больше за то, что зафиксировали в бюджете! То есть прожиточный минимум, который рассчитывается на основе реальных цен на утвержденный перечень товаров и услуг, и еще один — который закладывают в бюджет.

Здесь только один критерий — финансовые возможности власти. Нынешняя власть пошла проторенным путем — установила удобный для себя показатель. Единственным прорывом в этом направлении был 2017 год, когда тогдашняя власть приняла политическое решение, что для трудоспособных людей прожиточный минимум надо выравнивать с реальным. Тогда размер минимальной заработной платы был приравнен к фактическому минимуму, а не к показателю прожиточного минимума, заложенного в бюджете. То есть те 4723 грн, которые сейчас составляет минимальная зарплата, это и есть показатель реального прожиточного минимума для трудоспособных. К сожалению, в Пенсионном законодательстве такого шага не сделали. И сегодня действующая власть додумалась только до одного: предлагают в бюджете закладывать реальный прожиточный минимум, но при этом все социальные стандарты, помощи отвязать от прожиточного минимума. То есть это чистой воды манипуляция.

— Сколько социальных выплат зависят от величины прожиточного минимума, заложенной в бюджете?

— Всего более 80 видов льгот, компенсаций, социальной помощи. Кроме того, это и стипендиальное обеспечение, и определенные штрафные санкции. Формула расчета субсидий также привязана к этому показателю.

— То есть если этот показатель просто поднять вдвое, чтобы сравнить с реальным прожиточным минимумом, бюджет просто не справится с этими выплатами?

— Одномоментно это сделать трудно. Но нужно шаг за шагом двигаться в этом направлении. Когда мы 2017 года привязали минимальную зарплату до прожиточного минимума, тоже было много споров, говорили о потерях бюджета. Но все же мы на это пошли! Сейчас у меня большие сомнения в способности этой команды стратегически мыслить.

По материалам: Высокий Замок

Exit mobile version