Site icon Главпост

«Сотрудничество города с близлежащими селами происходит на непрозрачных принципах…»

Стоит ли создавать объединенную территориальную общину в Сокольниках, «у дверей» областного центра?  «Співпраця міста з довколишніми селами відбувається на непрозорих принципах...»

Чем ближе к окончанию периода добровольного объединения общин (а это, по мнению экспертов, должно произойти до очередных местных выборов в Украине в октябре 2020 года), тем более драматического привкус приобретает процесс децентрализации. В водовороте общеукраинских «реформ» подвергся тотальному «секвестра» и Перспективный план объединения общин Львовщины, разработанный Львовской ОГА. Теперь вместо двадцати районов будет… шесть — Львовский, Дрогобычский, Червоноградский, Стрыйский, Золочевский, Самборский. А вместо планируемых ранее 150 объединенных территориальных общин — лишь 67.

Предварительно такой территориальное устройство Львовщины одобрило Министерство развития общин и территорий Украины. После этого чиновники ЛОГА провели трехнедельное обсуждение нового перспективного плана с общинами Львовщины. По словам первого заместителя председателя ЛОГА Василия Лозинского, команда из ЛОГА посетила 20 районов, проехала более 3 тысяч километров, провела более 50 часов в оживленных дискуссиях с всего 3,5 тысячи участников. Учтен ряд аргументированных предложений, которые будут внесены к проекту перспективного плана. До конца ноября должен быть сформирован действенный перспективный план Львовской области с целью создания успешных и состоятельных общин, и официально передан в Минрегион.

Однако не все так просто. На этапе обсуждения в районах дело несколько забуксовала. Отдельные населенные пункты или общины имеют другое мнение, с кем объединяться, чем та, что им предлагает перспективный план, спущенный «сверху». Однако наибольшим децентралізаційним ньюзмейкером на Львовщине стало одно из прильвівських «царских сел» — Сокольники Пустомытовского района. Населенный пункт, расположенный в 5 километрах от Львова, вместе с селами Басівкою и Годовицею хочет создать Сокільницьку ОТГ, не предусмотренное перспективным планом (в соответствии с этим документом, Сокольники должны войти в Львовскую ОТГ).

Протест сокільчан начался 18 ноября. Тогда страйкком Сокольницкого общины пригрозил блокировать ключевые автодороги, создать «нельотні» условия для львовского аэропорта, и даже остановить работу насосной станции, которая поставляет воду Львову, — если ЛОГА не даст разрешения на образование отдельной Сокольницкого ОТГ.

А уже 26 ноября под стенами ЛОГА вырос палаточный городок с барабанами и полевой кухней. Масштабную бессрочную акцию протеста уже окрестили Децентралізаційним Майданом. К обществу выходил первый заместитель председателя ЛОГА Василий Лозинский, но он не убедил присутствующих, что ЛОГА даст положительные выводы на создание Сокольницкого ОТГ. Поэтому председатель Сокольницкого ОТГ Тарас Сулимко объявил бессрочную акцию неповиновения.

Пока одни представители общин протестуют под ЛОГА, другие, самые ловкие, уже начали перераспределять областные ресурсы. Под шумок на Львовщине начала приживаться практика перерегистрации коммунальных объектов области. Львовский областной совет еще в июне позволила изменении места регистрации Львовской областной клинической больницы в пгт Большой Любинь Городокского района. В результате перерегистрации весь персонал ЛОКЛ будет платить налог с доходов физлиц (НДФЛ) в Великом Любене. За это местный бюджет Львова будет терять ежегодно 24 млн грн. Львовская мэрия «стоит на ушах»… А тем временем для перерегистрации Львовской областной клинической психиатрической больницы в село Заклад Пустомытовского района, где живет ее гендиректор Богдан Чечотка, на сессии ЛОР не хватило одного депутатского голоса. Не исключено, что вопросы будут поднимать на следующих сессиях облсовета, и тогда голосов хватит…

Но не больницами единственными. Как дал понять во время своего годового отчета председатель Львовского облсовета Александр Ганущин, процесс будет развиваться. Он же сообщил, что две райсовета на Львовщине уже тоже «сменили прописку» — из райцентров в села. Как выяснило издание ZAXID.NET, Мостиска райсовет еще в апреле 2018 года перерегистрирована в село Гостинцеве, а Самборский райсовет в январе 2018 года — в село Вощанці. Причина, понятное дело, в деньгах, то есть в поступлении НДФЛ.

Об особенностях децентрализации на Львовщине журналист «ВЗ» расспросила эксперта по децентрализации Львовского офиса реформ Ассоциации городов Украины Виталия Корецкого.

— Почему на Львовщине решено создать так мало районов — «аж» шесть?

— Процесс реформирования территориально-административного устройства предусматривает передачу большинства полномочий на базовый уровень, то есть уровень общин. Поэтому на уровне районов остается гораздо меньше полномочий. Сокращаются райадминистрации, районные советы, и те админуслуги, которые были на уровне района, передаются на уровень объединенной территориальной общины. Поэтому необходимость в нынешнем районе фактически отпадает. На уровне района люди будут получать только услуги вторичной и специализированной медицины, социальной защите, будет военный призыв. Поэтому людям нечего переживать. Постоянно увеличивается сеть центров предоставления административных услуг (ЦНАПів), и они будут предоставлять все нужные услуги. Все справки они будут получать в ЦНАПах, которые будут максимально приближены к населенным пунктам. Если в сегодняшнем районном центре, допустим, Перемышлянах, есть ЦПАУ, то он не закроется, и люди все равно будут туда ехать по справки.

— Почему сейчас принципы объединения вызывают в общинах такое сопротивление?

— Я в процессе децентрализации — с 2015 года. Принимал непосредственное участие в создании сорока общин и создании перспективного плана. Общины в свое время не поняли «тренда» — на что им надо обратить внимание. Сейчас, когда этап «добровольности объединения» уже заканчивается, ЛОГА разработала перспективный план, который соответствует как методике формирования способных общин, так и Закона Украины «О добровольное объединение общин». У нас есть общины, расположенные в зоне городов областного значения, и они имеют, за всеми законодательными принципами, находиться в составе городской ОТГ. И они «вдруг» поняли, что способны самостоятельно себя содержать. Но так не может быть. Есть законодательные акты, которые определяют методику формирования объединенных общин, и они должны его придерживаться.

— А что теперь будет, например, с Сокільниками? Они хотят создать отдельную Сокільницьку ОТГ.

— Сокольники имели четыре года, чтобы создать общину. И лишь теперь начали процесс. С одной стороны, методика не рекомендует создавать ОТГ за пять километров от города областного значения. Потому что большинство жителей Сокільник получает услуги (медицина, образование) во Львове. И большинство жителей работают в Львове, оставляя налоги в городе областного значения. Но ничего от этого не получают. За идеей и концепцией реформ, если населенные пункты, расположенные в зоне доступности городов областного значения, оставляют там налоги, то город имел бы заниматься инфраструктурой этого населенного пункта (села). Но при нынешней власти мы видим, что сотрудничество с близлежащими селами происходит на не очень прозрачных принципах. Поэтому сельские головы активно переживают: а что село получит от объединения с городом Львовом? Это правильный вопрос, поскольку здесь нет четких правил игры.

— То есть такие общины сами должны договориться со Львовом?

— Им надо договариваться. И больше говорить с обществом, чтобы она высказалась. Ибо Сокольники, конечно, финансово мощная община. Мы потенциально просчитывали ее бюджет: он высокий, может обеспечить достаточный уровень функционирования этой ОТГ. Но здесь община должна сама определиться, целесообразно создавать по два-три километра от Львова ОТГ? При том мы все понимаем, что 40-50% жителей Сокольников работает в Львове.

— В Сокольниках есть автозаправка, видимо, считают, что она их прокормит.

— Не факт. В этом году уже хотели забрать акцизный налог с горюче-смазочных материалов в государственный бюджет. И сделать так, чтобы государство через Дорожный фонд распределяла деньги между общинами. Но еще на год отсрочили этот процесс. Что будет, как заберут этот акциз? В ОТГ бюджетообразующим налогом является НДФЛ — налог на доходы физических лиц. В структуре ОТГ Львовской области он составляет 60-65%. Поэтому надо больше акцентировать внимание на том, чтобы НДФЛ в местном бюджете было больше. Если его менее чем 50%, то не стоит создавать такую ОТГ.

— В чем плюсы и минусы нового административного деления Львовщины?

— Плюсы в том, что большинство финансового ресурса передается на уровень общины, и общины становятся финансово состоятельными. Финансово несостоятельных — немного. Новый перспективный план, который сейчас подается на рассмотрение в Кабмин, состоит из 67 общин и достаточно профессиональный. Там только 5 или 6 общин «на грани» финансовой состоятельности. Не могу сказать, что они несостоятельны, но они «на грани». А минусов я особых не вижу. Вижу сплошной позитив — в плане районов. А в плане общин — есть две-три общины, которые потенциально могли бы быть включены в перспективный план, по ним сейчас идет экспертная дискуссия. Но, думаю, они будут включены. Потому что Щирецька ОТГ показала свою состоятельность, работая как объединенная община. В Золочевском районе есть общины, расположенные на трассе Львов-Тернополь. В связи с тем, что трасса сместилась в сторону Курович, есть целесообразность создания Куровицької ОТГ. А Глинянская ОТГ могла бы примкнуть к этой будущей общины. Жители Курович говорят, что имеют все шансы образовать большую мощную общину.

По материалам: Высокий Замок

Exit mobile version