Site icon Главпост

В гостях у Одессы-мамы

О колорит и шарм Жемчужины у моря  У гостях в Одеси-мами

Одесса — город с особой харизмой. Известные всем колорит и чувство юмора здесь на каждом шагу. Только в Одессе народ может идти на пляж в «вьетнамках» и… элегантном костюме. И только в Одессе можно увидеть, как старенький дедушка на Дерибасовской играет на баяне «Ах, Одесса», и публика невольно начинает пританцовывать…

«Девушка, вы еще не проехали, а уже передали денюжку»

Даже за проезд в маршрутках там платят не так, как во Львове или Киеве, а по-одесски. Когда я в маршрутке по привычке передала водителю 7 гривен, он удивленно заявил: «Девушка, вы еще не проехали, а уже передали денюжку. До какой остановки?». То, что назвал меня «дєвушкой», понравилось. Но его вопрос меня застал врасплох, потому что точного ответа я на него не имела. «Мне как можно ближе к Дерибасовской», — говорю несколько растерянно. И здесь не все пассажиры наперебой мне начали объяснять, на какой остановке лучше выйти… Оказывается, в Одессе, когда заходят в маршрутку, не платят. Человек, которому надо выйти на определенной остановке, передает по салону деньги и говорит, где остановить. Пенсионеры также платят. За пенсионным удостоверением можно ехать только в электротранспорте.

Порой создавалось впечатление, что Одесса — такое себе государство в государстве. За десять дней пребывания пообщалась со многими коренными жителями и сделала вывод, что, несмотря на различные проблемы, которые есть у каждого, они чувствуют себя счастливыми из-за того, что живут именно в Одессе. С особой гордостью говорят: «Я — одессит!».

«Да что это за жизнь такая»

Каждый, кто приезжает в Одессу, обязательно должен посетить рынок «Привоз», побывать на Дерибасовской, пройти по Потемкинской лестнице… Но это не все, что стоит увидеть, чтобы почувствовать тот самый одесский колорит. Если пройдете по центральным улицам — Дерибасовской, Пушкинской, Рішельєвською или Греческом, увидите, сколько души и денег вложено в их «обертку». Домики отреставрированы, во дворах открылись библиотеки, много кафешек-ресторанчиков… Но есть другая сторона медали. Сохранились еще старые дворики, где одесситы до сих пор живут как «куры на бантах». Вход в помещение с аварийного балкона, которым страшно пройти… Но именно там чувствуется настоящий дух старой Одессы. На веревках сушат белье и проветривают от моли старые ковры… Слышала, как две одесситки старшего поколения перекликались между собой со своих кухонь, двери которых выходят во двор. Обсуждали цены на «Привозе», и говорили «да что это за жизнь такая»… Одна из них увидела меня и сразу же поинтересовалась: «А шо вы здесь іщєтє?».

Гуляя по городу, обратила внимание на табличку, что висела на запущенном и обшарпанном доме. Из этой таблички узнала, что здесь жил знаменитый писатель Шолом Алейхем. Хотя бы привести в порядок этот памятник истории и архитектуры можно, чтобы не дать ей окончательно рассыпаться.

Быть в Одессе и не побывать на Дерибасовской — это то же самое, что быть в Риме и не видеть Папы Римского. Мне в этот раз повезло особенно. На приглашение канала «Украина», который является медиа-партнером Одесского кинофестиваля, я десять дней жила в гостинице на центральной улице — Дерибасовской. Сюда, в центр города, съезжается море народа. Вечером и ночью жизнь бурлит. До глубокой ночи катают верхом на лошадях, «лабают» группы и одиночные «народные» музыканты.

А еще на Дерибасовской по-черному «разводят» туристов на деньги. Помните, когда-то во Львове перед Краковским рынком вициганювали деньги наперсточники? В Одессе сообразительные мошенники «модернизировались». Вместо наперстков в ход пошли пластмассовые мыльницы. Туда вкладывают кубик-косточку, трясут мыльницей… Народ делает ставки — от 10 до 100 гривен. Кто играет на «десятку», того поощряют, и кубик показывает цифру «5» или «6». Кто играет «по-взрослому», того и «нагревают по-взрослому»… Рядом ходят патрульные, но не вмешиваются.

В результате смешения разных национальностей, которые живут в Одессе, там постепенно сформировалась своеобразная говор, определенная доля которой пришла от еврейского населения. Забавные словечки, ударения на последнем слове в предложении, специфические мимика и жесты — все это родилось и укоренилось в городе, сформировав «одесский акцент». Но кое-кто упорно не хочет понимать государственного языка. В день открытия Одесского кинофестиваля я решила сделать прическу, ведь на красной дорожке (или возле нее) надо выглядеть не хуже кинозвезд. Ищу ближайший салон. На лавочке возле памятника Леониду Утесову, что на Дерибасовской, сидят две дамы глубокого пенсионного возраста. На мой вопрос, где здесь парикмахерская, одна из них ответила: «А шо это такое?». Официанты, продавцы, обслуживающий персонал в отеле — все общаются на русском. Но когда начинаешь говорить на украинском, большинство же переходит на государственную.

«И почем ваша рыба? Сколько-сколько?! А так шоб взять?»

И стоит зайти на знаменитый «Привоз», сразу же погружаешься в чисто одесскую атмосферу. На «Привозе» отвечают вопросом на вопрос, там продают «рібу», а не «рыбу»… «И почем ваша рыба? Сколько-сколько?! А так шоб взять?». Чтобы вас убедить в своей свежести рыбы, обязательно скажут знаменитую одесскую фразу «Шоб я так жил!».

Если подойдете к продавцу с рыбой, не отпустит. Бычки — по 25 гривен за штучку, но советует взять килограмм по 250 гривен, потому что «их там будет больше»… Тарань без икры продают по 300 гривен за килограмм, с икрой — на 50 гривен дороже. Но можно торговаться «так шоб взять»…

С чем еще ассоциируется Одесса? Конечно, с морем и пляжем. Есть пляжи платные, есть и бесплатные. На них надо платить разве что за лежак и зонтик. Для пенсионеров — скидка. Скажем, на «Ланжероне» пенсионеры могут лежать на лежаке до 11 часов утра бесплатно, а на «Фонтанке» — целый день. Все остальные платят: за лежак с матрасиком — 70 гривен за день, за зонтик еще 50. Для продавцов пахлавы и креветок летом — денежный рай. За стакан креветок надо заплатить 40 гривен, столько же за маленькую пахлаву. За большую — на «десятку» больше. Носят вареную кукурузу по 30 гривен. Но за 300 метров возле пляжа такую же продают за 15.

На пляже сразу видно, где отдыхают одесситы, а где приезжие. Гости, как правило, жарятся до состояния печеного рака, чтобы по ускоренной программе набраться одесского солнца. На целый год. А следующим летом снова приехать в гости с Одессы-мамы.

Фото автора

Одесса

По материалам: Высокий Замок

Exit mobile version