В Жидачеве открылась персональная выставка заслуженного художника Украины Богдана Олийныка
В Музее искусства и истории Жидачевской земли Национальной галереи искусств имени Бориса Возницкого открыли выставку живописи заслуженного художника Украины Богдана Олийныка «От истоков до современности».
Большая экспозиция, вместившая более восьмидесяти картин живописца, который родился на Жидачивщине, посвященная 75-летию со дня рождения художника.
На торжественное открытие съехались в Жидачева друзья-художники, родные мастера, пришел поздравить и мэр райцентра. В глазах юбиляра зазвенели слезы, когда слово взяла классный руководитель Піддністрянської средней школы Зиновия Хомин, которая в 50-е годы прошлого века учила будущего художника.
— Меня назначили классным руководителем в 7-Б класс, — вспомнила бывшая учительница украинского языка и литературы Зеновия Степановна. — Богдан Олейник выделялся среди других учеников, потому что был вежливым и умным. А еще скромным и улыбчивым. То, что Богдан любит и умеет рисовать, я увидела сразу. Увидел это и тогдашний директор школы господин Калинец. Именно он познакомил Богдана с художниками Сколоздрою и Патиком. Я была безгранично счастлива, что наш Богданчик, простой парень из бедной крестьянской семьи из села Станківців, стал студентом Института прикладного и декоративного искусства во Львове. Богдан не возгордился, и каждый раз, когда приезжал домой, приходил ко мне в гости. Рассказывал об учебе, о свои новые работы, расспрашивал, какие новости в школе. В моем доме на почетном месте висит картина, которую мне подарил мой ученик и известный художник Богдан Олейник.
— Мы вместе учились с Богданом, — рассказал журналисту «Главпост» известный художник Михаил Безпальків. — После первого курса вместе были в Карпатах на практике. Именно там мы изучали этнографию гуцульской одежды. Признаюсь, такое большое количество его работ я увидел впервые, хотя знакомы с Богданом с 1961 года. Все полотна — это не просто воссоздана красота Украины, которую он безгранично любит, в каждое полотно заложен философский смысл. Вот, например, работа «Чужими дорогами». Богдан показал, что мы не имеем своей дороги, указывают нам, какой дорогой должны идти и с кем мы должны идти. Или «Нога в ногу не шагать». Вспомните, еще при советах нас учили, что мы должны идти в ногу одной шеренгой вперед к коммунизму. Еще когда искусствовед Владимир Овсийчук говорил: «Есть во Львове два художники. Один философ, а второй социальный». Социальным он называл меня, а философом — Олейника. Богдан — это художник, который вносит глубокую мысль в жизнь.
— Мне папа рассказывал, как бабушка однажды попросила его в райцентре купить домой продукты и еще что-то там, — поделилась воспоминанием со мной дочь Богдана Степановича известный дизайнер одежды Елена Олейник. — Папа зашел в одну лавку и увидел краски и бумагу. Он долго колебался, так как понимал, что должен привезти домой продукты, но желание иметь то бумагу с красками взяло верх. И он его купил.
На открытии выставки подступиться к юбиляру было сложно. Каждый хотел пожать руку и пожелать крепкого здоровья Богдану Степановичу. А здоровье господина Богдана, к сожалению, в последние годы пошатнулось. В планах же еще столько незаконченных полотен…
— Свою первую картину — такую, которую не стыдно было показать другим, я нарисовал после окончания института, — рассказал Богдан Степанович журналисту «Главпост». — Это был пейзаж. Ее показали на выставке молодых художников. А вообще нарисовал тысячи картин. Почему знаю точное количество, потому что каждую свою работу обліковую.
— У художников есть работы, которых они за никакие деньги не продадут. У вас есть такие?
— Не продаю работ на религиозную тематику. Не продал бы работу «Чужими дорогами», она мне очень дорога. У меня работы на разные темы, даже о заводское и колхозное жизнь. Когда проводили тематические выставки, так надо было и на такие, как тогда говорили, «злободневные темы» рисовать. Вот и на этой выставке несколько таких полотен с 70-80-х годов выставил.
— Часто случалось, что нарисуете картину, а на следующий день замалюєте?
— Ни разу не нарисовал ни одного полотна. К каждой работе отношусь очень ответственно. Сначала рисую эскиз, и только потом переношу его на холст.
Фото автора
м. Жидачов
По материалам: Высокий Замок