Site icon Главпост

«Только учителя в нашей школе проголосовали за Порошенко»

Журналист «Главпост» побывала в селе Стрелковом, что на Мостищине, жители которого отдали больше всех в области голосов за Зеленского  «Лише вчителі у нашій школі проголосували за Порошенка»

86 процентов жителей села Стрелкового, что в Мостиском районе, проголосовали за Зеленского. Это — рекордный показатель на Львовщине, которая в целом стала единственной областью в Украине, где большинство людей поддержали Порошенко. При этом соседнее со Стрелковым село Липники — 75% голосов отдало действующему президенту. Нам стало интересно, почему жители Стрелкового сделали такой однозначный выбор? Что думают о избранного президента? Которые лелеют надежды? Чувствуют угрозы? И не боятся разочароваться после такого очарования?

«Коренных украинцев-стрільчан нет»

Ехать автобусом со Львова до Мостиски около трех часов. Оттуда до Стрелкового маршрутки не ездят. Есть только один автобус, который раз в день заезжает в село и едет дальше по маршруту. Заранее договорилась встретиться в Городе с председателем тамошнего Общества польской культуры Марьяном Мазуром, который согласился быть моим гидом. От коллег узнаю, что село с давних времен называют польским. В нем живет много этнических поляков.

Едем с Марьяном Мазуром машиной до села. Дорогой рассказывает, что Общество польской культуры, в котором он работает на общественных началах, основанное 1992 года. А название села Стрелкового якобы происходит от стрелков, которые защищали село от татарских набегов. Даты основания населенного пункта пан Мазур не знает. Говорит, такие сведения есть в архивах в Перемышле.

— Некоторые жители Стрелкового уехали в Польшу после Второй мировой войны, — рассказывает, — и многие остались. В селе 116 домов, живет 565 человек. Дом в дом в селе разговаривают на польском. Мой отец в свое время хотел уехать в Польшу, но мама отказалась, говоря: «Умная птичка гнезда не переносит».

Расспрашиваю о этнических украинцев. Много их в селе?

— Кто-то в невестки пришел, кто в зятья. Коренных украинцев-стрільчан нет. Но если кто-то из украинцев захочет купить дом и здесь жить, то без проблем!

— То у вас, видимо, «продвинутое» европейское село? — спрашиваю. Хотя, прогуливаясь по селу, почувствовала такой себе когнитивный диссонанс. Всюду слышно лишь польский язык, поэтому подсознательно представила, что попала в европейское село, где должны быть «крутые» дороги и магазины. Зато увидела совсем другую картину: вместо асфальтированной дороги — сплошное болото, а два магазины больше похожи на лачуги.

— Нам бы хотелось быть европейским селом, — говорит г-н Марьян. — Строительство школы в селе профинансировала Польша. Она нам очень помогает. Мы единственное село в Мостисском районе, которое не имеет нормальных автобусных маршрутов. Утром едет только один автобус с Района, который заезжает в село. Из Мостиски автобуса нет. Школьный автобус возит детей, но не имеет права брать пассажиров.

— А какие отношения у местных поляков с местными властями?

— Друг другу улыбаются, но доверительных отношений нет. Доходило и до конфликта… По ремонту дороги мы обращались и в городскую, и в областную раду. Никто не слышит. Из Мостиска на Липники хорошая дорога. А нас обошли… Спасает грейдер, который пятнадцать раз на день ездит и выкладывает то болото. Сейчас идет реформа, наше село присоединили к Мостиски. Ситуация немного улучшилась. Городской голова Мостиска Сергей Сторожук помогает селу. Бывшего сельского голову Стрелкового переизбрали старостой. Планируем обустроить в селе освещение. Частично за этот проект должны заплатить жители, остальные средства ищем спонсоров.

Дороги до села действительно нет. И табличка на въезде — старая и ржавая. Обращаю внимание, что в Стрелецком нет роскошных домов. Есть двухэтажные, но довольно простые. На улице очень мало людей. Пан Мазур говорит, много людей уехали в Польшу на заработки, молодежь — на учебу.

Вижу магазин. Как я уже упоминала, вид у него крайне запущенный. Местные жалуются, что в том магазине торгуют водкой на разлив… Председатель говорит, есть в селе и такие, кто злоупотребляет спиртным, и малообеспеченные семьи, которым он старается помочь: привозит бывшую в употреблении одежду, потому что и этого не имеют.

Стрелковое расположено в долине, за семь километров от Мостиски. Пейзажи здесь замечательные! На полях цветет желтый рапс, цвет которого сливается с синим небом… Поля в местных арендует мостиска компания «Агрокультура». За аренду крестьяне ежеквартально получают деньги, некоторые имеют по 6 тысяч гектаров. На предпринимателя не жалуются.

В школе обучение на польском языке, всюду портреты Иоанна Павла II

Подъезжаем к школе. В фасад вмонтированы камень, который освятил Папа Римский Иван Павел II. Камень привезли из Ватикана, из святых мест, и передали на строительство Стрелковой школы. Это было в июне 2001 года, во время визита понтифика в Львова. Обучение в школе ведется на польском. Украинский язык и литература — только как отдельный обязательный предмет. Руководство школы знало о моем визите, но от интервью отказался… Хотя в тот день школьных занятий не было, школа была открытой. Экскурсию учебным заведением для меня проводит руководитель Общества польской культуры.

На стене в вестибюле — гербы Украины и Польши. Рядом флаги Украины, Польши и Евросоюза. Вместо Шевченко, которого обычно можно увидеть в обычных украинских школах, бюст Иоанна Павла i И. На стене его фото, над ним — крест. В учебных классах и учительской тоже портреты Иоанна Павла i И.

Председатель Общества польской культуры в свой кабинет не приглашает. Говорит, не имеет ключей. У входа познакомилась с девушками, им по 14 лет. На школьных переменах и вне уроков дети также общаются только на польском. Спрашиваю у них на украинском, за кого на выборах голосовали их родители.

— За Зеленского! — отвечают в один голос. На русском говорят хорошо, без заметного польского акцента.

— Почему? — спрашиваю.

— Возможно, что-то изменится (в голосе чувствуется неуверенность).

— Что именно хотите изменить? — допитуюсь.

— Может, дорогу отремонтируют!

— А вы дальше где планируете учиться?

— В Польше! — отвечают вместе. На том разговор прекращают, говорят, им надо идти домой.

— Школа нуждается в ремонте, — продолжает мой собеседник. — Мы имели задолженность за газ, то канцелярия президента Польши покрыла этот долг — предоставила нам 100 тысяч злотых. По капитальному ремонту школы, то в Польше сказали: «Имеете свое государство». Но никто из украинских чиновников нам не помог. Во время отопительного сезона все государственные структуры в субботу-воскресенье отапливаются, а нам отопление на выходные отключают. В понедельник дети мерзнут…

Всего в школе обучается 87 учеников. И только трое детей из украинских семей.

— У вас все имеют Карту поляка?

— Все, кто имеет польские корни. Студенты, которые учатся в Польше, имеют право на стипендию, а также скидку на проезд польской железной дорогой. Также можно бесплатно получить долгосрочную визу (на 365 дней). А так все имеют украинские паспорта (мой собеседник не исключает, что, возможно, кто-то в селе и имеет польское гражданство. — Авт.). Может, и хотелось бы иметь двойное гражданство. А что оно даст? Если что-то не нравится — уезжай, принимай гражданство.

«Дядьку, мы все за Зеленского! Должны нас поддержать»

— Почему в селе подавляющее большинство жителей голосовали за Зеленского?

— В 2016 году я имел первую встречу с президентской четой Польши, — говорит господин Мазур. — Попросил их, чтобы позвонили президенту Порошенко, чтобы помог нам с ремонтом школы и дорогой. 2017 года мы снова ездили в Польшу. Были там концерты. И сама проблема. Пытаемся привлечь внимание власти к селу. Ответ президента Дуды: «Президент Украины пообещал нам, что отреагирует. Знает, где ваше село расположено. Все будет хорошо». Но по сей день так и не помог… Поэтому имеем такой результат на выборах!

— Это такая форма протеста?

— Это желание молодежи. Они ко мне подходили и прямо говорили: «Дядьку, мы все за Зеленского! Должны нас поддержать». Я не мог пойти против молодежи.

— Уверены, что человек из шоу-бизнеса сможет управлять страной?

— Будем жить надеждой. А вдруг? Что с того, что при власти 28-й год мощные политики? Есть какие-то результаты? Немножко дороги поделали. И все!

— У вас есть опасения, что молодежь не вернется после учебы в село?

— Угроза есть. Уже это чувствуем. И не только мы. Из соседних украинских сел много народа повиїжджало на заработки — в Польше, Германии, Англии. Еще при союзе наше село считалось неперспективным. Нам нельзя было строить домов. Нас тут прессовали. Хотели, чтобы село исчезло… Польская пани президенте перед выборами нам говорила: «Мы о вас помним, будете под нашей опекой. Но нам не співпрацюється с вашим правительством. Нас постоянно обманывают. Может, теперь у вас будут удачные выборы?!». Избранный президент Зеленский уже имеет приглашение от польского президента.

Идем в школьную столовую. Меня угощают чаем.

Спрашиваю повара, за которыми кулинарными традициями готовят обеды — украинскими или польскими?

— Все блюда — украинские, — говорит молодая женщина. — Борщ, суп с рисом, с гречкой. Кухонное оборудование у нас относительно новое. Школе — шестнадцатый год.

— А вы за кого голосовали? — спрашиваю работницу столовой.

— Как все. За Зеленского! Люди хотят перемен! Предыдущие пять лет изменений не видели. У меня зарплата — три тысячи гривен и трое детей. Как на эти деньги жить? Оплатить газ, свет, одеть детей, накормить. Если бы муж тоже работал на государственной работе, мы бы не выжили.

— Но Зеленский не имеет никакого опыта государственной службы. Таким человеком легко манипулировать. Непонятна его позиция, куда страна будет двигаться… Чувствуете эти угрозы? — обращаюсь к своей собеседнице.

— Есть в селе такие, которые имеют страх относительно Зеленского, — перехватывает разговор председатель. — Но ее муж (работницы столовой. — Авт.) не учился на столяра. «Нулящий» был! Знаете, какой он сейчас столяр?! С товарищем частное дело ведет. Алтари в церкви делают. И с Зеленским такое же может быть! Только Львовская область поддержала Порошенко. Он приехал благодарить. Хорошо, что поддержали. А что он сделал для Львовской области?

— Сохранил Украину, укрепил армию, защищает украинский язык, Церковь. Это если говорить в масштабах страны…

— С этой стороны его вклад велик. Но украинском языке в Галичине ничего не грозит. Киев, Сумы, Чернигов, Черкассы, Одесса — там большинство разговаривает на русском. По сути, только учителя в нашей школе проголосовали за Порошенко. Но у нас одна цель — улучшить условия жизни в селе. Давно понял: если сами совета не дадим, пропадем.

— Вас не смущает, что за Зеленским стоит олигарх Коломойский?

— Знаете, почему Порошенко проиграл выборы? За ним сначала тоже стояли люди. А он захотел всем руководить сам. И те люди отвернулись от него. А сам ты ничего не сделаешь… Такого нет нигде в мире, чтобы президент все сам решал. В Польше тоже не все гладко… Там определенный процент денег забрали от бюджетников, которые имеют высокие зарплаты. Дали их фермерам, многодетным семьям… Возникли протесты. Но в Польше учителя, например, зарабатывают 1300 долларов.

— Не боитесь разочарования в Зеленскому?

— Временами думаю: «Елки зеленые», может быть такое же кидалово!». Для нашего села никто из предыдущих президентов ничего хорошего не сделал. В Городе только сейчас, за нового мэра, начали устанавливать детские площадки, обустраивать спортзалы (В городе немного предприятий, есть пекарня и кирпичный завод. — Авт.). До того были только бары…

— Говорят, приграничные села не проголосовали за Порошенко, потому что он прикрыл контрабанду сигарет и водки. Запретил «євробляхи».

— Контрабанды никто не поборол. Она, правда, не в таких масштабах, как прежде. Правительство подняло стоимость акциза, поэтому возить через границу сигареты и алкоголь стало не так выгодно. Я тоже семь лет ездил на «євробляхах» (на транзитных номерах), — ведет дальше господин Мазур. — На 70 процентов за это и не поддержал Порошенко, а на 30 процентов — через позицию молодежи. Я не имел нарушений, каждые пять дней пересекал границу, как того требовал таможенный режим. За растаможку машины пришлось заплатить 3 тысячи 200 долларов. Машина стоила 2500 долларов. Много людей с «Євросили» пошли не так за Себя, как против Порошенко. Таким образом отомстили ему.

Едем с моим гидом в костел (священник от интервью отказался). В Стрелковом нет церкви римо-католический костел.

— Покажу вам Матерь Божию Стрелковую, — господин Мазур подводит меня к обида. — Во время строительства костела загорелась часовня, которую обустроили неподалеку. Это произошло перед Рождеством. Вспыхнули гирлянды. Сгорело все, даже одежда священника. А скульптура Матери Божьей не сгорела… Скульптуру отвезли на экспертизу в Краков. Оказалось, сделана из липы.

На улице собеседник делится со мной и другими проблемами села.

— Польша подарила нам пожарную машину (Этой машиной можно не только тушить пожары — в случае засухи развозят людям воду. Такой случай в селе уже был — в колодцах не было воды. — Авт.). Но в связи с таможенными документами, машину сначала надо передать государственном учреждении. Получить в Киеве разрешение. Уже год ждем на то разрешение…

17-летний Демьян, которого встретила, когда уже собиралась во Львов, рассказал, что учится в Польше. Парень уверен, что в Украине главное — побороть коррупцию. «Посмотрите, на каких машинах ездят наши чиновники. А 80-летняя бабушка вынуждена толочься на границе, чтобы заработать на кусок хлеба. Раньше было легче жить, — уверяет мой собеседник. — Доллар был по восемь… Можно было заработать».

Демьян заключает: «Украина — самодостаточное и богатое государство. И нам не надо никаких Євросоюзів. Надо оставаться независимой страной. И если в ближайшее время ничего не изменится, подумаю.

А тем временем…

Накануне выборов в Мостиске районной газете «Наш край» (от 12 апреля) было опубликовано совместное обращение пятнадцати общественных организаций (в том числе ветеранских и спортивных), а также некоторых политических партий — о том, что на выборах президента следует поддержать Петра Порошенко. В нем говорилось о те угрозы и вызовы, которые стоят перед нашим государством, и о том, что Украине нужен сильный главнокомандующий. Подписала это обращение и председатель Общества польской культуры Мостищини Тереза Тетерич.

Фото автора

Стрелецкое, Мостиский район

По материалам: Высокий Замок

Exit mobile version