Site icon Главпост

Революция или война кланов? Что на самом деле произошло в Кыргызстане

Протесты вызвала очередная попытка «узурпировать» власть

В результате массовых акций протеста в Бишкеке против фальсификации парламентских выбороврезультаты выборов признаны ЦИК недействительными. Впереди – новые выборы депутатов и, не исключено, президента.

Почему народ вышел на улицы (снова!), что или кто стоит во главе протестов и чем закончится нынешнее противостояние – выясняли журналисты «Сегодня».

Главное:

Кыргызстан является наиболее демократичным из среднеазиатских государств бывшего СССР. С массой условностей и местных особенностей, конечно. Но на самом деле выборы здесь всегда были очень конкурентными. А глава государства, преступавший определенную (часто не артикулированную, но подразумевавшуюся общественным, а скорее межклановым договором) черту, рисковал быть смещенным досрочно. Так случилось с экс-президентом Аскаром Акаевым (свергнут в результате Тюльпановой революции в 2005 году. Так случилось с его преемником Курманбеком Бакиевым (свергнут в 2010 году).

В процессе революционных и постреволюционных пертурбаций бывшие соратники нередко предавали друг друга, создавали конкурирующие партии и враждебные союзы. Правительства сменялись с ошеломляющей быстротой. А в 2010 году, в поисках наиболее приемлемой и устойчивой конфигурации власти, киргизские элиты пошли на изменение конституции. Формально Киргизия стала парламентско-президентским государством. При этом де-факто президент имел значительный вес. В общем, все как в Украине.

Каково влияние кланов

Демократичность (а скорее нужно говорить о конкурентности) выборов была обусловлена крайне важной местной особенностью: Кыргызстан исторически условно разделен на две равновеликие части: север и юг. В каждой из которых имеют сильное влияние свои элиты. Разделение это уходит корнями глубоко в историю. Но факт остается фактом: на протяжении многих лет этот фактор играл в Кыргызстане немаловажную роль.

Начнем с того, что даже во времена СССР руководителями республики попеременно становились представители то одного, то другого клана. Причем Москва соблюдала этот принцип очень тщательно. В независимом Кыргызстане принцип несколько видоизменился:

«Последний принцип соблюдался почти всегда, – рассказал сайту «Сегодня» киргизский политолог Токтогул Какчекеев. – Президент Сооронбай Жээнбеков (собеседник в разговоре называл его «бывшим президентом. – Авт.), представляющий южный клан, в свое время был премьер-министром у Алмазбека Атамбаева (северный клан. – Авт.). А экс-президент Бакиев (южный клан) был премьером при Аскаре Акаеве (северный клан. – Авт.)».

Отметим, что каждый президент объявлял своим долгом борьбу с клановостью. Впрочем, только на словах: реально же глава государства пытался договориться с кланами (если был достаточно мудр) либо же продвигал представителей собственного клана и делал попытку узурпировать власть (если был недостаточно дальновиден).

"Это не только для Кыргызстана характерно — клановость вообще характерна для политики в постсоветских странах, где если не кланы, то олигархи формируют политические списки. Просто в Центральной Азии олигархи и руководители кланов — это примерно одно и то же", – отметил в комментарии каналу "Украина 24" директор Центра ближневосточных исследований Игорь Семиволос.

В целом ротация президентов в Кыргызстане происходила следующим образом:

Президент Клан Примечания

Аскар Акаев (1990-2005)

Северный

Аскар Акаев принадлежит к небольшому роду «жетикул» (семь рабов), который не считается влиятельным. Был поддержан как компромиссная слабая фигура во избежание войны кланов на заре 90-х

Курманбек Бакиев (2005-2010) Южный
Роза Отунбаева (2010-2011) Южный Временный президент, компромиссная фигура
Алмазбек Атамбаев (2011-2017) Северный

Алмазбек Атамбаев представляет северный клан с некоторыми условностями. Один из его дедов был представителем «южан»

Сооронбай Жээнбеков Южный

Почему народ протестует

Среди нынешних причин протестов киргизский политолог называет следующие:

«Один из представителей власти так и сказал: если бы мы не раздавали хлеб во время эпидемии COVID-19, много бы народа погибло. Люди реально голодают. Следовательно, мы не можем сказать, что Жээнбеков в течение трех лет сделал хоть что-то, чтобы накормить народ», – отмечает Токтогул Какчекеев.

«У нас народ ориентируется в основном на Россию. Но новые власти больше ориентировались на Саудовскую Аравию, Кувейт, Турцию. Последняя оказывала экономическую помощь. В результате этой помощи уровень исламизации подрос, есть политические партии, которые пропагандируют ислам. Наиболее близкий к этим процессам юг. Брат нынешнего президента Асылбек Жээнбеков, будучи спикером парламента, соорудил в нем мечеть. В стране построено 2500 мечетей и мусульманских университетов, а светских школ осталось 2200. Но люди хотят светского обучения. Исламизация стала одной из причин нынешних выступлений», – говорит Токтогул Какчекеев.

«Сооронбай Жээнбеков нарушил принцип, когда премьером назначается представитель оппонирующего клана. После отставки Мухаммедкалыя Абылгазиева (северный клан) летом нынешнего года премьером был назначен Кубатбек Боронов (родился на юге, в Ошской области. – Авт).

«Все четыре партии, которые якобы прошли в парламент, финансировались из одного кармана. По крайне мере, так утверждают СМИ. Их финансировал представитель влиятельного южного клана, бывший высокопоставленный чиновник (называет фамилию), вокруг которого не так давно был большой коррупционный скандал», – говорит политолог.

Что будет дальше

По словам киргизского политолога, революционные силы могут согласиться на повторные парламентские выборы. Но с условием отставки президента Жээнбекова.

«В любом случае я полагаю, Жээнбекову пришел конец. Как говорят в народе – поезд ушел», – говорит Токтогул Какчекеев.

Впрочем, перевыборами и отставкой действующего главы государства изменения не ограничатся. Оппозиция намерена снова изменить конституцию – чтобы сделать политическую ситуацию в стране более стабильной и управляемой.

По словам Токтогула Какчекеева, наиболее вероятны следующие изменения:

«Подавляющее большинство людей «наелось» пропорциональной системой, которая была введена в 2010 году. Места в партийных списках продаются – место стоит 300-380 тысяч долларов. В парламент идут за неприкосновенностью и защитой собственности. На этих выборах в депутаты пошли 222 бывших преступника, которые были осуждены и 55 находящихся под следствием. А человек, у которого нет денег, не может реализовать свое право быть избранным», – отмечает Токтогул Какчекеев.

«Этот вопрос неоднократно обсуждался на политическом и научном уровне. Нам не нравится двойственность власти. Во-первых, президент у нас перебрал полномочия секретаря компартии: ни за что не отвечает, только дает указания. А мальчиком для биться остается премьер. Во-вторых, действительно эти сложности и трения: север-юг, восток-запад… Потому решили: или оставляем фигуру президента, но убираем премьера, как в США. Или же как в Израиле – ликвидируем пост президента, но оставляем должность премьера. Должно быть единоначалие исполнительной власти», – говорит Токтогул Какчекеев.

Если говорить о геополитике, то, как отметил в комментарии телеканалу «Украина 24» эксперт по вопросам международной политики украинского Института по вопросам будущего Илия Куса, нынешнее противостояние – скорее всего внутренние политические разборки, не инициированные извне.

«Я не знаю, это было инициировано другими внешними игроками или просто накопились проблемы внутренние . Но Россия из-за этих протестов проигрывает", – сказал политолог.

В то же время Токтогул Какчекеев отметил, что в результате победы оппозиции связи с Россией будут укрепляться.

Тем временем очевидцы рассказали "Сегодня", как протекали события в Бишкеке и как за одну ночь произошла "революция".

Протесты в Бишкеке продолжались всю ночь:

По материалам: Сегодня

Exit mobile version