Site icon Главпост

Безбрачие у священников: почему одним Церковь запрещает создавать семью, а другим — нет?




Фото Depositphotos.com

Сегодня в рубрике “Дискуссии. Религия” говорим о целибат — безбрачие для священников. У разных Церквей отличные требования до своих священнослужителей: одни позволяют жениться, создавать семью; другие — призывают не делать этого. Какие аргументы в обоих позиций?

Об этом рассказывают протоиерей Андрей Рудик, настоятель Благовещенской церкви (ПЦУ), отец Петр Балог, директор Института религиозных наук святого Фомы Аквинского (РКЦ), отец Олег Киндий, доктор патристичного богословия Украинского католического университета (УГКЦ), Владимир Салайдяк, ректор Богословской Семинарии Церкви Христиан Веры Евангельской (ХВЕ) Украины.

— Или упоминается в Библии о запрете священнику создавать семью?

а. Олег (УГКЦ):

— Тогда целибат не был требованием. Наоборот, считалось, что детей рожать нужно, ведь ожидали рождения мессии. Но впоследствии у многих Христовых последователей сформировалось ощущение, что Царство Небесное вот-вот должен прийти. Поэтому все старались быть как Иисус, который жил в бедности, слушал своего Отца и был холостяком.

В. Салайдяк (ХВЕ):

— Апостолы, пресвитеры, епископы или любой другой христианин всегда имели право жениться согласно с учением Слова Божьего. То есть в Библии не упоминается ничего о запрете на женитьбу, разве нельзя делать этого с иноверными. Но там есть требование, чтобы семьи епископов и дьяконов были образцовыми. Хотя и написано, что оставаться холостым — хорошо. Но каждый имеет свой дар. Апостол Павел запрет на женитьбу называет отступлением от веры (1 тим. 4: 1-3).

Апостол Павел запрет на женитьбу называет отступлением от веры.

прот. Андрей (ПЦУ):

— Священники — преемники апостолов, которые все свое время уделяли служению Церкви проповедовали, путешествуя по разным странам и распространяя христианство. Конечно, что человек, у которого была семья, не могла бы выполнять такую миссию. Хотя и среди апостолов были женаты. Например, в Евангелии упоминается теща святого Петра. Для его апостольства бракосочетание не стало препятствием.

В целом не существует каких-то догматических препятствий, чтобы священники были женаты.

а. Петр (РКЦ):

— Целибат практикуют в Церкви с начала ее существования. Еще на Ельвірському синоде (примерно 306 г.) епископам, священникам и диаконам впервые приказали воздерживаться от сожительства с женщинами (канон 33). Тем временем на Востоке где-то с III века различные постановления местных синодов позволяли вступать в брак духовным лицам, но до принятия хиротонии — начиная с диаконских — и запрещали это делать после их получения.

— Что еще о женитьбе священников написано в Священном Писании?

— В Евангелии от Матфея сказано: “Бывают потому скопцы, которые сами себя оскопили ради Небесного Царства”. “Скопцы” в этом случае означают именно “безбрачные”, то есть те, которые добровольно живут в целибате. Также Апостол Павел призывал к безбрачию: “Я хочу, чтобы вы были без печали. Кто неженат, ходатайствует о Господни дела, как угодить Господу; а женатый, хлопоча о делах этого мира, как угодить женщине, и он разделен”.

Я же хочу, чтобы вы были без печали. Кто неженат, ходатайствует о Господни дела, как угодить Господу; а женатый, хлопоча о делах этого мира, как угодить женщине, и он разделен.

Тридентский Собор в середине XVI века подтвердил целибат для тех, кто стремится стать священником или даже диаконом. И в ХХ веке II Ватиканский Собор (1962 1965 гг.) подтвердил целибат среди духовенства.

Впоследствии это подтверждение вошло в новый Кодекс канонического права латинской Церкви, утвержденного в 1983 году папой Иоанном Павлом II.

— Тогда почему в других Церквях священникам разрешают жениться?

В. Салайдяк (ХВЕ):

— В ХВЕ позволяют жениться всем верующим, в частности пресвитерам, епископам, диаконам. Но есть особое требование — иметь образцовую семью. Конечно, эти люди могут быть и холостыми, если у них есть такой дар, чтобы жить без жены и при этом не грешить.

прот. Андрей (ПЦУ):

— В Восточных Церквях также есть институт целібатства. Если священник не хочет создавать семью, а хочет служить только Богу, то уходит в монастырь. Женитьба тоже разрешается, но исключительно до времени рукоположения — священницької хиротонии. И требования к жене будущего священника. Она не должна быть разведенной или вдовой, должна быть чистой до брака, не иметь другого мужа. Нарушение любого из этих требований — препятствие для принятия священства.

И требования к жене будущего священника. Она не должна быть разведенной или вдовой, должна быть чистой до брака, не иметь другого мужа.

а. Олег (УГКЦ):

— В УГКЦ тоже жениться можно только перед священницькою хиротонии. Правда, неженатые священники — их называют целібси — не должны жить в монастыре. А, к примеру, в Англиканской Церкви разрешено жениться и после рукоположения.

Однако, если духовное лицо хочет служить Богу, то она должна определиться, как это делать: в монастыре или в семье. Иначе постоянные изменения такого важного решения будут приводить к хаосу. Если, например, женатый священник решит, что он все же призван жить без семьи, то это будет нечестно по отношения к брошенным жене и детям. И также, если неженатый священник решит, что хочет создать семью, Церковь может благословить его брак, но он уже не сможет священнодействовать.

Спасибо, что прочитали этот текст в газете Экспресс. У нас – только оригинальные тексты.

Читайте также о том, как относятся в Церкви к искусственному оплодотворению

По материалам: Экспресс

Exit mobile version