Site icon Главпост

Голливуд на берегу Черного моря. Один день в легендарной Одесской киностудии


Логотип киностудии обновили до столетнего юбилея.
Фото Юлии Постоюк

В этом году отмечают 100-летие Одесской киностудии. “Да какие сто лет? Значительно больше! Когда в Одессе кино снимали, на голливудских холмах только лимоны росли!” — говорят здесь.

“Одесская киностудия была создана еще в 1906 году Мироном Гроссманом. А “Парамаунт Пикчерз”, первый из монстров Голливуда, — аж в 1912-м, — говорит продюсер Михаил Бейзерман. — Почему же тогда 100-летию Одесской киностудии отмечаем в этом году? Потому что советская власть переписала историю под себя. Когда в 1919 году “красные” захватили город, на базе студий Гроссмана, Борисова и Харитонова создали кінофотогрупу армии. Вот с тех пор и отсчитывают историю”.

Импозантная женщина в перчатках, которая присоединяется к разговору, доказывает: отсчет следует начинать на 26 лет раньше.

“Братья Люмьер когда всем показали кино про поезд? Правильно, в 1895-ом. А Иосиф Тимченко, механик университета, еще в 1893-м “кинескоп” смастерил: снимал движущиеся картинки на экране показывал!”

Дамы с таким задором рассказывает, что не хочется ее расстраивать: Эдисон экспериментировал со съемками на кинопленку еще за пять лет до этого, да и не он один.

В конце концов, предупреждал же известный писатель Юрий Яновский: одесситы больше всего любят Одессу, а поэтому не удивляйтесь, если скажут, что даже Чарли Чаплин родом отсюда! Кстати, Яновский, работая на кинофабрике художественным редактором в 1920-х, назвал ее “Голливудом на берегу Черного моря”. Но здесь уже без шуток: на то время снимали много и качественно.

“Сегодня на студии работает примерно 60 человек. А в лучшие времена было более тысячи”, — рассказывает Светлана Эскина, директор департамента мероприятий Одесской киностудии. Почти два десятилетия из-за нехватки государственного финансирования фильмов здесь сами почти не снимали. Лишь в последние годы снова закипела работа.

На праздники в Одессе воссоздают сцены из известных фильмов, используя оригинальный реквизит со съемок.

ЗА КАДРОМ ФИЛЬМОВ И СЕРИАЛОВ

В павильоне номер 5 действует Музей кино, где можно увидеть костюмы и реквизит из известных фильмов — “Место встречи изменить нельзя”, “Приключения Электроника”, “Узник замка Иф”… Здесь также воссозданы комнаты, можно увидеть и кинопробы актеров на ту или иную роль. Посетители хватаются за сердце, когда видят, что д’артаньяном мог стать не Боярский, а Александр Абдулов, а Миледи — не Маргарита Терехова, а Елена Соловей!

А помните платье Миледи из “д’артаньяна и трех мушкетеров”, в которой ее казнили? Мне это платье казалось роскошным: бархатным, с богатым мехом. А здесь я совсем не узнала его: ткань дешевая, мех — искусственный, плохонькое… Все же, действует магия кино!

А это знаменитый одежду кардинала Ришелье.

…Направляюсь на съемочную площадку — здесь готовятся снимать четвертый эпизод сериала “Иванова, 45”. “Работаем с 9 утра”, — улыбается Михаил Бейзерман, продюсер сериала.

Актеров на площадке пятеро — это известные по комедийному шоу “Каламбур” Вадим Набоков, Алексей Агопян и Татьяна Иванова, а также Алексей Постоленко из “Масок” и Дмитрий Олешко. В предыдущих эпизодах снимался Борис Барский. Они изображают самих себя в настоящем времени. Ну, почти: потому что по сюжету эти артисты — безработные. На самом же деле на такое пожаловаться не могут: задействованы и в кино, и в театре.

За кадром — гример, режиссер, помощник режиссера, продюсер, три оператора, главный оператор, два звукорежиссеры, ассистенты, художник, бутафор, скрипт-супервайзер. Последний следит за последовательностью действий в отснятом материале и за всеми мелочами, например, чтобы защіпнутий пиджак в следующем кадре не оказался уже розщіпнутим. Большинство киноляпов в фильмах появляются именно из-за недосмотра скрипт-супервайзера.

В телеэфире “Иванова, 45” должно появиться уже до конца октября.

“Одесская киностудия не выдавала продукции под своим брендом 18 лет! Этот сериал будет первым, что выйдет на экран со всем известной заставкой — золотой бригантиною и звуком рынды, корабельный колокол”.

А ЧТО ДАЛЬШЕ?

“Также у нас продолжаются съемки двух полнометражных лент, “Память солнца” и “Огненная река”, — рассказывает Андрей Осипов, председатель правления Одесской киностудии. — В следующем году запланированы съемки еще трех художественных фильмов. В августе мы стали лидерами по количеству поддержанных проектов на 11-м конкурсном отборе Госкино — три подали и на все получили финансирование”.

На ленту режиссера Вилена Новака “Теперь я турок, не казак” выделили более 37 млн грн из госбюджета. Это будет история о любви украинки и еврея в Мариуполе во времена Второй мировой войны. Более 30 млн грн предназначено на съемки картины “Режиссер” — об Александре Довженко в период работы в Одессе. А еще 6,9 миллиона — на болгарско-украинский фильм “Край реки”, о болгарине, что случайно попадает в Вилково и находит любовь.

…Прощаясь, Михаил Бейзерман говорит: “В страну, в город никогда не придут инвестиции, пока они не станут узнаваемыми. Одессу надо продвигать. И кино в этом поможет”.

Читайте также о том, как журналистка “Экспресса” почувствовала на себе мистичность родины Николая Гоголя

По материалам: Экспресс

Exit mobile version