Site icon Главпост

Мораторий на продажу земли. Готова ли Украина к его отмене?


Фото pixabay.com

Речь идет о продаже земли сельскохозяйственного назначения. Как сказал заместитель руководителя президентского офиса Алексей Гончарук, сейчас продолжаются переговоры со Всемирным банком о модели открытия рынка, в частности, относительно разрешения на покупку земли иностранцами и лимитов покупки.

Предполагают, что отмена моратория приведет к ускорению экономического роста страны на 0,5 — 3% ежегодно.

Готова ли страна к запуску рынка земли? Какие проблемы могут возникнуть, если мораторий отменят уже до конца года? На эту тему дискутируем с Михаилом Соколовым, заместителем председателя Всеукраинской аграрной совета, Андреем Мартыном, заведующим кафедрой землеустроительного проектирования Национального университета биоресурсов и природопользования Украины, и экспертом рынка Олегом Нів’євським.

— Готова ли Украина к отмене моратория на продажу земли?

А. Мартин:

— В стране уже давно успешно действует рынок земель несельскохозяйственного назначения, а также “непідмораторних” сельхозземель (те, на которые не распространяются установленные законодательством ограничения). А весь смысл моратория сводится лишь к тому, что обычным гражданам государство запретила распоряжаться земельными участками, которые находятся в их частной собственности. Это нонсенс! Для того, чтобы завершить земельную реформу, осталось только запустить рыночный оборот земель сельскохозяйственного назначения, который до сих пор искусственно сдерживается регулярно продовжуваними запретами.

А. Нивьевский:

— Кстати, мораторий на продажу земли до сих пор действует лишь в нескольких, преимущественно бедных странах — в Конго, Вьетнаме, Беларуси, Северной Корее, Кубе, Венесуэле, Таджикистане.

М. Соколов:

— А по моему мнению, Украина еще не готова к отмене моратория.

— Почему?

— Во-первых, должны нормально работать кадастры. В земле, которую надо будет продавать, должны быть кадастровые номера. Согласно данным Держгеокадастру, 20% земли, принадлежащей физическим лицам, в кадастр не внесены. Бывает, что участки накладываются друг на друга сотнями гектаров! Стоит принять закон, который бы прописал четкие правила, как решать спорные ситуации, когда участки накладываются.

Во-вторых, известно, что наши мелкие фермеры не имеют денег, чтобы купить землю, не имеют доступа к кредитованию. Если хотим запустить рынок земли, сначала должны разработать и воплотить механизм, который позволит им кредитоваться. В противном случае запустим процедуру только для богатых.

— Возможно, в законе о открытие рынка земли стоит прописать и определенные ограничения?

А. Мартин:

— Да. По моему мнению, право покупать земли сельхозназначения должны иметь только те, кто действительно на них работать, — фермеры и предприятия, которые большую часть доходов получают от реализации сельскохозяйственной продукции собственного производства. Во-вторых, площадь земли в собственности связанных лиц не должна становиться настолько большим, чтобы было выгодно сдавать ее в аренду, а не работать на нем самостоятельно (в зависимости от региона от 30 до 150 гектаров).

А. Нивьевский:

— Но ведь чем больше будет ограничений, тем хуже будет чувствовать себя рынок, земля как товар будет стоить дешевле. Не вижу необходимости ограничивать покупку определенным количеством гектаров. Монопольная угроза возникает, когда в собственности аккумулируется свыше 35% рынка. Когда установить такое ограничение, то наоборот появятся коррупционные схемы.

— Много ли людей будут готовы продать свои паи?

— Согласно исследованиям, только 10% дольщиков хотят продать свою землю, то есть с 27,7 млн га земель, находящихся в частной собственности, может быть продано до 3 млн га. Этим правом воспользуются те, кто живет в городах, потому что земля им не нужна. А большинство украинцев не спешить продавать свой участок. В частности, потому, что крестьяне надеются: после открытия рынка земли вырастет арендная плата и можно будет неплохо заработать, не теряя права собственности на нее.

— Какова вероятность, что в этот раз таки отменят мораторий?

А. Мартин:

— Велика, как никогда. Президентские и парламентские выборы кардинально изменили политический ландшафт страны. Практически все защитники моратория получили довольно низкую поддержку населения. Поэтому сейчас наша страна имеет довольно неплохой шанс либерализовать земельные отношения и раз и навсегда развеять все навколоземельні мифы.

Читайте также о том, почему американский центробанк смягчает денежно-кредитную политику и повлияет ли это на гривну.

По материалам: Экспресс

Exit mobile version