Site icon Главпост

Постсоветский синдром? Почему украинцы не любят платить налоги


Фото financoff.com

По подсчетам специалистов, ежегодно за неуплату или неполную уплату налогов в государственный бюджет недосчитывается примерно 300 миллиардов гривен. Осознаете масштаб этой цифры? Отсюда и можно сделать вывод, что украинцы не любят платить налоги.

Как свидетельствуют итоги кампании декларирования, даже немало известных украинцев могут быть заподозрены в том, что недобросовестно платят налоги. Об этом заявил в.а. заместителя председателя ДФС Евгений Бамбізов. Речь идет, в частности, про Анну Седокову, Ани Лорак, DZIDZIO, Камалию, Андрея Хлывнюка (фронтмена группы “Бумбокс”), Позитива (из группы “Время и Стекло”), Марию Яремчук, Амадора Лопеса, MARUV, Tayanna, Александру Зарицкую (вокалистку группы KAZKA), Василия Ломаченко, Элину Свитолину, Александра Усика.

Они указывают в декларациях отсутствие доходов или совсем незначительные суммы заработков, хотя гонорары за выступления обычно варьируются от 5 до 50 тысяч долларов.

Почему же украинцы так неохотно платят налоги? Говорим об этом с доктором психологических наук Вадимом Васютинским, председателем Украинского товарищества экономических свобод Марьяном Заблоцким, экспертом РПР Владимиром Дубровским и исполнительным директором CASE-Ukraine Дмитрием Боярчуком.

— Игнорирование уплаты налогов часто оправдывают тем, что “все воруют” — и чиновники, и олигархи. Мол, почему же тогда я должен пополнять государственную казну?

В. Васютинский:

— Для нашего общества характерен высокий уровень недоверия к власти. Мол, оплачу честно налоги — а эти деньги потратят на бог знает что.

Например, не на ремонт дорог, что крайне нужен, а, скажем, на строительство фонтана.

По моему мнению, здесь еще и срабатывает постсоветский синдром. В СССР проблем с налогами не было, потому что государство все держала в своих руках, контролировала, платила людям небольшие зарплаты, высчитывала из зарплаты символические налоги. Обычный человек видела, что, независимо от личного труда, государство где берет деньги. И считала, что это ее обязанность — обеспечить людям хорошие школы, больницы, дороги. Социализм сделал людей в этом плане пассивными, безответственными.

У Маргарет Тэтчер есть прекрасное высказывание: “У государства нет своих денег, у государства есть деньги налогоплательщиков”. А советская система создала нам иллюзию, что государство имеет какие-то деньги, что где-то есть большая тумбочка, из которой их тянут… Но в эту тумбочку именно мы должны положить деньги, чтобы потом из нее брать!

У государства нет своих денег, у государства есть деньги налогоплательщиков.

— Такая пассивность касается всех постсоветских стран?

— Да. Если сравнить страны Восточной и Западной Европы, то можно увидеть определенные различия в отношении доподатків. Те люди, которые больше претерпели советского влияния, все время сетуют, что у них высокие налоги, добиваются их снижения. Зато в Швейцарии в свое время провели референдум, на котором люди отказались от снижения налогов, потому что они понимают, что высокие налоги — это залог их благосостояния.

— Следовательно, уровень налоговой культуры за рубежом выше, чем в Украине? Правильно?

В. Дубровский:

— Правы. Потому что там государство не воспринимается как какая-то хищническая структура, созданная для того, чтобы обеспечивать доходы верхушке. В Европе демократия прорастала снизу, люди считают, что контролируют государство, они ей доверяют.

Поэтому там несколько иное отношение как до уплаты личных налогов, так и к уплате налогов другими.

Например, в Германии нормальным явлением считается донести на соседей, если окажется, что те не платят налогов. Граждане европейских стран воспринимают таких лиц как халявщиков, попавших на дружескую вечеринку, на которую все скидывались, а они — нет.

В. Васютинский:

— За рубежом неуплата налогов осуждается обществом, а у нас этим часто хвастаются. Мол, вот какой я молодец, с меня хотели взять столько-то, а я сумел заплатить меньше.

М. Заблоцкий:

— Интересно, что в некоторых арабских государствах вообще нет налогов, это связано с мусульманской религией. Но там богатые люди активно занимаются благотворительностью.

— Возможно, у нас высокие налоги? Поэтому их и не платят?

В. Дубровский:

— Это тоже играет немалую роль. В Украине есть проблемы с уплатой налога на труд (ЕСВ), потому что он довольно высокий. На зарплату начисляют 22% ЕСВ, который платят работодатели, а еще из нее отчисляют 18% подоходного налога и 1,5% военного сбора. То есть прямые налоги с зарплаты составляют аж 41,5%. Меньший налог люди платят лучше. В 2016 году в Украине ставку ЕСВ снизили с почти 35% до 22% — и уже в первый год произошла существенная детенизация, официальные зарплаты выросли.

Д. Боярчук:

— А я считаю, что дело не в размерах налогов, а в том, что нет единых правил игры. Одни обязаны платить налоги полностью, другим дают налоговые преференции. Это демотивирует первых, заставляет искать пути уклонения.

В. Васютинский:

— В целом у нас люди легче жертвуют деньги на какую-то определенную дело — на школу, больницу, дорогу, армию. Потому что тогда граждане видят конкретный результат, чувствуют себя благодетелями. А когда человек платит налоги, не понимая, куда идут эти деньги, — это психологически менее привлекательно.

Советуем прочитать о том, почему жители разных областей будут платить по-разному за голубое топливо

По материалам: Экспресс

Exit mobile version