Site icon Главпост

Мнение. Или артист может оставаться в стороне от проблем своей страны?


Фото УНИАН

Не только некоторые участники украинского нацотбора “Евровидения” говорят, что они “вне политики”, открещиваясь от четких ответов на острые вопросы, но и другие артисты, которые, несмотря на войну, не прекращают гастролей в России.

Как трактовать их позицию? Дискутируем об этом с искусствоведом, историком Вадимом Скуратовским, писателем, профессором Киево-Могилянской академии Владимир Панченко, а также общественным деятелем, активистом Гражданского движения “Отпор” Сергеем Осначем.

— Как относитесь к тезису, что искусство может быть вне политики?

С. Оснач:

— Не верьте тем, кто так говорит, потому что как раз они делают искусство политикой и пропагандой. И когда люди в эфире не отвечают, чей Крым, это также — не вне политики. Это пророссийская политическая позиция. Фактически — коллаборация. В то время, когда противостоим агрессору, когда сотни украинцев находятся в плену у оккупантов, тысячи погибли, а миллионы лишились крова, вести себя так — неприемлемо.

Такое поведение деморализует граждан. Чиновники на международных мероприятиях рассказывают, что у нас война, на нас напала Россия. Тем временем украинские артисты ведут себя, как будто войны нет, ездят выступать страны-агрессора, горячо обнимаются с теми, кто против Украины.

В. Панченко:

— Необязательно участвовать в политической жизни страны, чтобы иметь гражданскую позицию, придерживаться норм морали. Это касается каждого человека, независимо от профессии.

Джамала во время финала нацотбора сказала участницам дуэта ANNA MARIA: “Запомните три вещи. Крым — это Украина, Крым аннексирован, и у нас идет война”. Это четкая гражданская позиция.

Сейчас некоторые музыканты, шоумены говорят, что вопрос войны в Крыму — это политика, поэтому пусть этими вопросами занимаются Президент и Верховная Рада, а мы объединяем людей. Такими словесами они прикрывают главный мотив своего поведения — деньги!

Эта ситуация закрепляет гибридность нынешней войны России против нас. Традиционные человеческие ценности размываются, становятся неуловимыми, относительными, такими, вроде бы не подлежат оценке.

Я считаю, что общество, которое демонстрирует равнодушие к судьбе страны, безответственность и моральную тупость, — больное.

В. Скуратовский:

— В нынешней ситуации каждый должен определиться: он признает факт российской агрессии, аннексии Крыма и оккупации части Донбасса или нет. Независимо от того, является политиком, или эстрадным исполнителем.

Вы можете сказать, что не хотите войны, но в то же время должны вести себя так, чтобы все видели, что вы гражданка или же гражданин Украины! Не понимаю, как дама, победившая в национальном отборе, а затем отказалась от участия в конкурсе, хочет помирить Россию с Украиной с помощью своего искусства в России! Гораздо больше пользы было бы, если бы она сказала: “Я не поеду гастролировать до вас, ибо вы развязали войну против Украины”.

— Как следовало действовать, чтобы избежать этого скандала?

В. Панченко:

— Организаторам национального отбора на “Евровидение” советовал бы заключить специальный кодекс, критериям которого должны соответствовать потенциальные конкурсанты. Потому что участники песенного конкурса говорят: мы не нарушаем законодательства. Но есть еще законы морали, человеческого общежития!

— Какую науку из прошлого стоит почерпнуть?

С. Оснач:

— Художники, которые поддерживали диктаторов, испытывали серьезных имиджевых потерь, их устраняли из информационного поля. Так было всегда. Так должно быть сейчас.

В. Панченко:

— Явление коллаборации — не новое. Всегда находились герои и нейтралы, готовы вручать врагу хлеб и соль, откровенные коллаборационисты и негодяи.

Предлагаем вашему вниманию также разговор с известным продюсером и театральным режиссером Сергеем Проскурней о том, как его оштрафовали во время Евровидения-2017 за высказывания о войне.

По материалам: Экспресс

Exit mobile version