Site icon Главпост

Меньше будней, больше выходных: за и против сокращения рабочей недели


Есть мнение, что при сокращенной рабочей неделе люди смогут эффективнее сосредотачивать внимание, а качество и производительность труда возрастут. Реально ввести такой график у нас? Какие плюсы и минусы этой идеи?

Говорим об этом с Русланом Бельтюковим, основателем школы руководителей бизнеса, президентом Всеукраинской ассоциации руководителей бизнеса, Юрием Гаврилечком, экспертом Фонда общественной безопасности, Натальей Бородачовою, вице-президенткою Всеукраинской федерации потребителей «Пульс», и Ольгой Пищуліною, ведущей експерткою социальных и гендерных программ Центра экономических и политических исследований имени Александра Разумкова.

— Какие преимущества четырехдневной рабочей недели?

«Немало мировых компаний экспериментально ввели такой формат и теперь приводят убедительные аргументы за него, — рассказывает «Экспресса» Наталья Бородачева. — В частности, когда человек больше отдыхает, ее работа становится более эффективной. Соглашусь, ведь современному человеку надо иметь больше свободного времени для саморазвития и отдыха.

Г. Бельтюков: — Например, в компании Google — 4-дневную рабочую неделю. По корпоративной культурой компании, 20% рабочего времени сотрудник тратит на саморазвитие или отдых. Как видим, такая система эффективна, ведь с каждым годом компания становится успешнее. Люди работают хорошо, ведь есть время для того, что им нравится, за пределами офиса.

Ю. Гаврилечко: — Большая часть работы в современном мире связана с интеллектуальной деятельностью. Чем больше времени человек отдыхает, то эффективнее работает.

— Какие недостатки сокращенной рабочей недели?

А. Пищуліна: — Минус один день в неделю — это минус 52 дня в год. Считаю, что такие потери рабочего времени на каждого работника серьезно ударят по экономике страны. Переход на четырехдневную рабочую неделю может привести к сокращению доходов граждан, когда экономическая ситуация в стране нестабильна. И если в отдельных населенных пунктах или компаниях эта модель может быть эффективной, то в масштабах Украины она, по моему мнению, не сработает.

Кроме того, после трех подряд выходных — пятницы, субботы, воскресенья — людям в понедельник будет очень трудно настраиваться на работу. Разве что как-то разделять эти дни — например, делать дополнительный выходной в среду.

— Исследования свидетельствуют, что немало времени украинцы просто просиживают на работе. То, возможно, лучше платить не за время, а за выполненную работу?

— В деких сферах занятости это может быть эффективно. Впрочем, например, кассир работает в магазине, он должен пробивать чек постоянно, когда есть клиенты. Так как ему можно платить только за результат? На каждом предприятии своя специфка.

— Кому подходит модель сокращенной рабочей недели?

Г. Бельтюков: — В 4-дневном режиме в Украине могут работать только высокоэффективные компании, которыми руководят образованные люди. Они способны перепланировать процессы: кто когда и что должен делать. Люди будут больше отдыхать, уделять внимание развитию. Сейчас так работает только IT-сфера.

Но там вообще другой подход к рабочему процессу. В компаниях IT-сферы четко мониторят работу каждого, с персоналом работают психологи, вырисовывают картину карьерного развития. Обязанности распределяют так, чтобы люди дополняли друг друга, каждый имел работу, которая ему нравится и удается. Ведь только такую выполняешь успешно, с задором, а не для галочки.

Поэтому, прежде чем задуматься о 4-дневную рабочую неделю, компаниям следует перейти на более эффективные системы управления. Они дадут хороший результат.

— Сколько дней в неделю работают в ЕС?

Ю. Гаврилечко: — В Европе средний показатель рабочей недели составляет 38 часов. В частности, в Бельгии, Германии, Италии работают 38 часов в неделю, в Дании — 37, в Финляндии 37,5 часа. У нас рабочая неделя длится 40 часов, как в Польше и Румынии.

По материалам: Экспресс

Exit mobile version