Назначение Владимира Жмака на пост главы «Укрзализныци» вызвало неоднозначную реакцию в обществе. Ведь, по сути, он ни одного дня из своей карьеры не проработал на железной дороге. Зато успел поработать первым заместителем Михаила Саакашвили, когда тот был губернатором Одесской области, поработал в нефтяных компаниях и сейчас является членом Наблюдательного совета аэропорта «Борисполь». К чему приведет данное назначение, что ожидать от нового главы «Укрзализныци», ГолосUA спросил у директора консалтинговой компании William Invest Expert Виктора Медведя.
— Виктор, как вы расцениваете назначение новым главой «Укрзализныци» Владимира Жмака?
— Назначение Владимира Жмака на пост главы «Укразализныци» является однозначно нерациональным. Впрочем, политика украинского правительства в целом сейчас нерациональна. Если мы рассматриваем железную дорогу, то весь состав Наблюдательного совета, который назначал предварительную кандидатуру для утверждения Кабмином, то там из семи человек только один специалист в этой отрасли – все остальные являются людьми, которые не имеют никакого отношения к железной дороге.
— Кому было выгодно это назначение?
— Назначение Жмака можно назвать только лоббированием интересов тех лиц, которые «продавили» его на эту должность. Он был делегирован и, безусловно, будет выполнять те задачи, которые перед ним поставили. Это ни в коем случае ни Кабмин, ни Набсовет, а те люди, которые стоят за его назначением, которых сейчас ассоциируют с министром В. Криклием.
— Что изменится в «Укрзализныци» с приходом Жмака?
— После его назначения мы не увидим квалифицированного подхода к развитию железной дороги. Потому что откуда может взять человек квалификацию, если он будет только ознакамливаться с предметом? То есть получается, что предприятие, которое стоит сотни миллиардов гривен, будет передано новичку, а точнее, — стажеру для эксперимента.
— Означает ли это грядущие убытки?
— Да, мы будем нести миллиардные убытки из-за неэффективности железной дороги, в том числе и из-за отсутствия должного управления и принятия нужных решений. Принятие решений связано с миллиардами текущей деятельности, а любая ошибка стажера повлечет за собой миллиарды убытков.
— Кто же будет нести ответственность за его ошибки?
— Ответственность, связанную с неэффективной деятельностью, никто не будет нести, как всегда, потому что она законодательно не предусмотрена. Есть ответственность только за криминальные правонарушения. Если человек не знает, как этим управлять, как он сможет управлять? Никак.
В «Укрзализныце» есть много специалистов, которые там работают много лет. Но если от этих людей ничего не зависит, то могут ликвидировать их должности. А если же зависит, то тут вопрос, будет ли Жмак реагировать на их замечания, ведь принимать или нет предложения, нужна квалификация, а он сам не специалист.
— Если сравнить назначение главой правления «Укрзализныци» в 2016 году польского рокера Войцеха Бальчуна и назначение Владимира Жмака, то они в чем-то похожи или нет?
— Оба назначения абсолютно идентичны в плане того, что некомпетентных людей назначают под разными предлогами, и неизвестно, кто из них более некомпетентен. Вопрос в другом – для предприятий имеют ценность люди, которые имеют соответствующий опыт работы, либо напрямую в данном субъекте, либо же в каких-либо смежных отраслях.
Например, если бы Жмак работал в компании, которая была бы связана с инжинирингом в железнодорожной отрасли или сопровождал бы какие-то проекты, другое дело, но в его случае нет ничего смежного.
— Зато он успел поработать первым замом у Саакашвили…
— Этот вопрос не стоит политизировать, потому что для политиков — одни критерии, для специалистов – другие. Ведь мы хотим от железной дороги получить конкретные результаты работы. Безусловно, есть общие моменты работы, в которых он сможет разобраться. В медицине по этому поводу есть хорошая аналогия: есть врач-терапевт, но, когда вы хотите решить конкретную проблему, то с носом вы идете к ухо-горло-носу, если вы что-то сломали, идете к хирургу или травматологу, но не идете к терапевту, потому что конкретную проблему он для вас не решит.
В случае же со Жмаком, то он мог пойти заместителем по какому-то вопросу или направлению или узкой направленности, в рамках которой он имеет компетенцию – было бы правильно. В случае же с «Укрзализныцей», то таких предприятий в Украине единицы и для назначения на такие должности необходимо было проводить нормальные прозрачные конкурсы, а конкурс, который был проведен, можно назвать чистой фикцией с непонятными требованиями и оповещениями.
— Зачем для проведения этого конкурса Кабмин нанял зарубежную компанию?
— Это тоже фикция, потому что найм зарубежных компаний означает то, что они будут действовать согласно тем критериям, которые им дали. Им платят деньги, но при этом ставят задачи, и из тех критериев, которые перед ними поставили, они и подобрали подходящего специалиста. Если они будут подбирать так, как не совсем хочет заказчик, то их больше не будут нанимать на работу, поэтому они изначально являются зависимыми игроками в этом вопросе.
— Как в целом вы можете оценить назначение Жмака?
— Я расцениваю его лоббистским назначением с целью не улучшения состояния железной дороги, а с целью выполнения частных задач.
По материалам: Голос