Site icon Главпост

Дорожный картель Кубракова-Шкиля: украинцы на 30% переплатят за строительство путепроводов

Дорожный картель Кубракова-Шкиля: украинцы на 30% переплатят за строительство путепроводов

«Большая стройка», общенациональный проект, который анонсировал Владимир Зеленский, грозит превратиться в аферу всеукраинского масштаба. Уже сейчас «большая стройка» напоминает пресловутый «Европейский вал» Арсения Яценюка, который вот уже шесть лет сжирает бюджетные миллионы. А теперь вот дорожные строители готовятся заменить пограничников: речь ведь идет о нескромных суммах госдотаций.

«Я хочу подчеркнуть, насколько важно после карантина разогреть нашу экономику и придать ей импульс. Именно поэтому продолжается программа «Большая стройка». В 2020 году выделим 85 млрд гривен на дороги государственного значения и 22 млрд гривен – на местные дороги», – сказал Зеленский в видеообращении к украинцам 1 мая. Через три недели, на ежегодной пресс-конференции, лидер Украины подтвердил неизменность дорожного курса: «Мы действительно в девять раз увеличим протяженность дорог, которые построим в этом году. Несмотря на проблемы, несмотря на экономический кризис, несмотря на COVID-19. Программа работает на полную», – отметил Зеленский. Он уточнил, что речь идет о ремонте и строительстве около 4500 км дорог.

По словам Президента, цель его команды построить все государственные дороги. «Это 25000 км приоритетных дорог. Я уверен, что к концу моей каденции мы достроим все государственные дороги», – отметил он.

В общем, речь идет о «символе» президентской власти – Зеленский хочет, чтобы его запомнили, как Президента, «после которого в Украине появились дороги». Естественно, что финансов на этот проект жалеть не будут, в том числе, и государственных. Кстати, глава «Укравтодора» Кубраков уже озвучил суммы: на дороги в этом году будет потрачено 10% бюджета страны. Это рекорд, ведь речь идет о сумме более 100 миллиардов гривен. При этом «Укравтодор» почти сразу ввел новые правила игры в дорожной отрасли: от большой стройки изолируется малый и средний бизнес (не дорос), на арене – только крупные игроки и большие деньги.

Поэтому уже сейчас за тендеры на строительство «путепроводов» идет настоящая дорожная война.  Сейчас, к примеру, Украину сотрясают тендерные скандалы, связанные с распределением «дорожных заказов», имеющие явный коррупционный оттенок. Проще говоря, все пафосные интервью главы «Укравтодора» Александра Кубракова о конце эпохи дикого капитализма, рынке свободной экономики и обновлении кадров – не более, чем красивая «зеленая» ширма, за которой происходит передел автодорожного рынка. Причем, не факт, что в пользу Украины.

Напомним, что Александр Кубраков был экспертом Офиса эффективного регулирования (BRDO) – настоящего инкубатора «соросят». Кроме того, с 2014 года нынешний глава «Укравтодора» работал советником столичного мэра Виталия Кличко по вопросам IT и технологий, а также писал стратегию развития транспорта Киева по заказу Всемирного банка. А ведь команда нынешнего градоначальника все чаще оказывается замешанной в строительных скандалах, взяточничестве, коррупции: чем ближе к выборам, тем больше подробностей о нелегальных застройках, крышевании и откатах «кличковцев» мы узнаем. Вряд ли молодой чиновник Кубраков, который проходил обкатку в этой среде, не набрался «ценного опыта», который сейчас применяет в масштабах всей страны. Ведь к строительству дорог местного и общенационального значения допускаются только компании, близкие к «Укравтодору» или Службе автомобильных дорог. И неважно, что у подрядчиков, к примеру, отсутствуют в пределах доступности собственные асфальтово-бетонные заводы, что значительно удешевляет смету работ. Зато есть прочные связи с Кубраковым и договоренности с тендерной комиссией.

Именно так получилось в Житомирской области, где к строительству и ремонту «путепроводов» допускаются не те предприятия, что имеют производственные мощности и качественно ремонтируют украинские дороги, а те, которые связаны непосредственно с главой Укравтодора. Речь идет о компании «Автострада», которую настойчиво продвигают Житомирская Служба Автомобильных дорог (САД), ГосдорНИИ и Житомирский облавтодор – то есть, структуры, непосредственно подчиненные Кубракову. Трогательное единство, неправда ли? Особенно когда в регионе есть более эффективные исполнители. Однако, их всеми силами оттирают от тендеров. 

Схема простая: местная служба автомобильных дорог ставит палки в колеса конкурентам «Автострады», а обанкротившийся облавтодор предоставляет несуществующие мощности. В частности, выдает уничтоженный асфальтобетонный завод, который находится поблизости от места проведения ремонтных работ, за эффективный и мощный цех.

Всего-то пара подписей специалистов ГосдорНИИ, и развалины превращаются в современное предприятие по изготовлению необходимых материалов. Еще 3 марта 2020 года эксперты НИИ вынесли свою профессиональную оценку о работоспособности завода по выпуску асфальтово-бетонных смесей. Свой автограф на липовых документах поставил директор ГосдорНИИ Артем Безуглый.

А вот прибывшие на место «производства» общественники и журналисты не нашли там ничего, кроме проржавевших конструкций. В службе автомобильных дорог Житомирщины (один из заказчиков тендера) рассказывают, что проверить реальное состояние асфальтобетонного завода… невозможно.  Как объясняет глава службы автодорог Житомирской области Сергей Заика, если завод предоставляет сертификат и аттестацию, то неважно, что состоит предприятие из ржавых цистерн и поломанных котлов.

«Мы не создаем никаких проверочных комиссий, не ездим по всем районам. Потому что если мы будем ездить по всем областям и проверять наличие строительной техники вживую, то просто не в состоянии этого сделать». В общем, приходится верить на слово Кубракову, в подчинении которого и находится Житомирский автодор.

Тут, наверное, стоит сделать небольшое отступление, и объяснить нашим читателям, почему такие страсти кипят вокруг АБЗ (асфальтово-бетонный завод), причем, не только в Житомирской, но и в Винницкой, и в Черкасской, и в других регионах. Дело в том, что согласно требованиям автодора, такие предприятия должны находится не более чем в 150 километрах от участка работ. Однако, АБЗ – это не ядерный реактор, а довольно простая конструкция из подогревателя и смесителя. Арендуешь для него земельный участок, подключаешь к сетям, получаешь экологические разрешения, и можешь работать на благо страны и людей. Только вот главное – пробить чиновничью стену. А это куда сложней, чем перевезти АБЗ из одного региона в другой. Поэтому «неместные» компании вынуждены договариваться с региональными производителями асфальта, которые уже имеют налаженные отношения с дорожными фирмами, и монополизировали дорожные подряды.

А что это значит? Это значит, откаты, взятки, многократное увеличение стоимости работ. Такое положение откровенно антиконкурентное и убыточное по отношению к государству, которое платит за ремонт дорог. Зато – крайне прибыльное для тех, кто курирует «большие стройки». В данном случае – глава «Укравтодора» Кубраков и дружественная ему фирма Максима Шкиля «Автострада». В прошлом году она уже зашкварилась на аналогичной ситуации в Винницкой области, «освоив» контракт на 350 миллионов для ремонта винницких дорог, и заблокировав более эффективных и дешевых конкурентов. И все благодаря сговору местных властей, «Укравтодора» и Антимонопольного комитета.

Кстати, любопытная деталь: со времени основания системы «Прозорро» (идеолог – Айварас Абромавичус, кстати) 87% подрядов Службы автомобильных дорог получают регулярно всего пять компаний: ООО «Совместное украинский-немецкое предприятие «Автострада», ДочП «Винницкий облавтодор», ООО «Дорстрой», ООО «Энергетическо-дорожное строительство» и ООО «СУАП «Интервиас Украина». И ни у кого же не возникает вопроса, почему винницкие или житомирские дороги должна строить львовская фирма «Автострада», принадлежащая Максиму Шкилю? 

А возможно, все дело в том, что имеется сговор между экс-айтишником киевской мэрии и львовским коммерсантом? Бывшего грузчика и экспедитора на заводе минеральных вод Максима Шкиля вряд ли назовешь специалистом строительной сфере: его компании добывали гранит, и перевозили зерно, занимались автодилерством в Одессе и благотворительностью. Пять лет назад Шкиль вышел на строительный рынок: в 2016 году вместе с немецким партнером Вальтером Цахариасом основывает совместное украинское-немецкое предприятие «Автострада», которое специализируется на строительстве и капитальном ремонте дорог.  Однако, в строительной среде у «Автострады» сложилась неприглядная репутация рейдеров и коррупционеров. Многочисленные истории нарушений фиксировались в Полтаве, Виннице, Черкассах. Как пишут СМИ, в Черкасской области, например, был проведен тендер на производство дорожных работ на сумму 600 млн грн., в котором выиграла «Автострада», а конкурсные заявки всех других участников были просто отклонены. При этом компания-победитель меньше всего соответствовала заявленным требованиям.

По данным портала «Антикор», в Полтаве битва за дороги закончилась поджогом спецтехники, принадлежащей компании «Полтавабудцентр». Поджог был совершен неустановленными лицами, однако в компании заявили, что происшествие связано с их позицией в отношении коррупции в дорожной отрасли. Гарник Погосян, директор «Полтавабудцентра» открыто заявил, что коррупция в отрасли поддерживается на уровне Кабинета министров и в «Укравтодоре», а также заявил, что за преступлением стоят коррупционеры-чиновники вместе со «своими» подрядчиками, которые ещё до объявления тендеров, уже поделили и «распилили» государственные средства, выделяемые на строительство и ремонт дорог.  Он открыто назвал и фамилию Максима Шкиля – как организатора уничтожения конкурирующей фирмы. Как поговаривают знающие люди, ранее директор «Автострады» решал вопросы с устранением соперников через силовые структуры: поскольку был дружен с генпрокурором Юрием Луценко. Но Луценко уже нет, а схемы остались…

И вместо силового давления конкурентов «Автострада» убирает другими методами – с помощью подкупа, коррупции, чиновничьего сговора. Например, винницкий облавтодор составил условия конкурса на выполнение ремонтных дорожных работ таким образом, чтобы им не могла соответствовать ни одна фирма кроме «Автострады», принадлежащей Максиму Шкилю. Аналогичным образом были выписаны и условия тендеров на Житомирщине. И хотя представители дорожно-строительной отрасли заявляют о нарушении условий тендера на закупку работ на трассе М-21, которую «Укравтодор» отдал «Автостраде» Максима Шкиля, однако, их обличения остаются гласом вопиющего в пустыне. Дорожная мафия продолжает грабить Украину: ведь распределение заказов между протеже «Укравтодора» приводит к перерастратам на 30% и более. К слову, с 2017 года «Автострада» получила подрядов более, чем на три миллиарда гривен – в Винницкой, Полтавской, Черкасской областях. А сейчас на очереди – «захват» житомирских дорог. Речь идет о трассе Выступовичи — Житомир — Могилев-Подольский, общей стоимостью 600 миллионов гривен. Лакомый кусок, особенно в условиях спада экономики и растущей безработицы. Местные чиновники всячески подыгрывают одной компании, и к участию в тендерах допускаются лишь предприятия, которые через Национальную ассоциацию дорожников Украины воздействуют на «Укравтодор» и Службу автомобильных дорог Житомирщины, несмотря на свое несоответствие. В общем, самый настоящий картель. Странно, что ни АМКУ, ни НАБУ ни прочие контролирующие структуры не обращают внимания на дорожный беспредел. А ведь подобное «невнимание» может очень сильно ударить по имиджу Зеленского, который хочет войти в историю, как «большой строитель».

По материалам: Голос

Exit mobile version