Site icon Главпост

А. Плотников: «Через месяц  у людей закончатся сбережения, и им не на что будет покупать еду»

А. Плотников: «Через месяц  у людей закончатся сбережения, и им не на что будет покупать еду»

Экономическая ситуация в Украине сегодня непростая. Из-за мирового карантина люди выпадают из экономических отношений. Огромное количество бизнесов закрылось на карантин и не производят никаких товаров и услуг, они не участвуют в экономических отношениях. Идет обвал потребления — люди меньше покупают, как следствие, происходит обвал производства — меньше производится товаров. Всё это приводит к обвалу ценных бумаг. Люди меньше тратят — ценность денег повышается. В экономике это называется спираль дефляции. Для того чтобы обратить этот процесс, Федеральная резервная система (США), Европейский центральный банк и другие центральные банки начинают эмиссию денег. Их краткосрочная задача — остановить дефляцию, то есть вынудить людей больше тратить и инвестировать накопления, под страхом потерять сбережения из-за искусственной инфляции денег. Об экономической ситуации в Украине на фоне бушующего в мире коронавируса корреспонденту ГолосUA рассказал заслуженный экономист Алексей Плотников.

-Алексей Витальевич, почему гривна начала стремительно падать?

-Ситуация на валютном рынке у нас достаточно непростая. Это связано с тем, что все-таки есть психологическая нагрузка. Это во-первых. Во-вторых, есть понимание неопределенности, как будет ситуация развиваться, что будет делать государство. Плюс к тому же мы сейчас как бы молчим, но у нас ни 9-го, ни 16-го марта, соответственно, не состоялись торги по облигациям внутреннего государственного займа. Мы не понимаем, как это влияет на валютный рынок. Раньше это поддерживало курс гривны, это влияло на гривну. Сейчас такого нет, и все об этом умалчивают. Кроме всего прочего, есть ситуация макроэкономическая.

-Что вы можете сказать о макроэкономической ситуации?

— Вопрос в том, как долго не будут работать предприятия, что делать с гражданами, у которых, условно говоря, через месяц закончатся сбережения, и им не на что будет покупать еду. Они будут безработными и не смогут купить продуты питания и т.д. То есть, ситуация будет только усугубляться, и если она будет продолжаться в таком направление, то в стране будет масса проблем, и это самым непосредственным образом скажется и на валютном рынке, и на гривне, и на инфляции, и на материальном уровне граждан.

-Зеленский пообещал добавить по одной тысяче гривен тем пенсионерам, кто получает меньше пяти тысяч… Откуда возьмут эти средства?

-Разовые выплаты пенсионерам по одной тысяче гривен — это реально, это реально найти в бюджете деньги за счет резервного фонда, реально перебросить из социальной культуры расходной части, условно говоря, не проводить ремонт в школах и детских садах, за счет этого соответственно оплачивать по тысяче гривен. Но если речь идет о том, что нужно содержать и дальше пенсионеров, у нас нет таких ресурсов. Нам нужно финансировать иные отрасли, и в первую очередь финансировать медицину. У нас этих ресурсов нет. Государству остается включать печатный станок.

-Увеличивать денежную массу?

-Да, придется проводить эмиссию, а это, естественно, приведет к инфляции, к обесцениванию гривны и самым негативным последствиям. Поэтому тысячу гривен каждому пенсионеру можно дать, через это можно пройти, но все остальное — сложнее, это уже будут меры достаточно серьезные.

-Каков ваш прогноз по курсу гривны? До какой отметки она может упасть?

-Сегодня курс 27 -28 грн за доллар. В принципе, по наличному рынку я не вижу ничего чрезвычайного. Этот курс мы наблюдали, условно говоря, в ноябре-декабре 2018 года. Пока мы все это как-то можем прожить и прожили, для нас неожиданностей нет. Что будет дальше, уже зависит от ситуации с коронавирусом, от экономики, от ситуации в мире. Есть масса факторов, на которые мы не можем сейчас повлиять — либо минимизировать их негативное влияние, либо сделать так, чтобы они на нас вообще не влияли. Есть моменты, которые не подвластны даже нынешним ветвям власти.

— Коронавирус провоцирует глобальный экономический кризис…

-В принципе, о том, что экономический кризис в этом году будет, говорилось давно. Все шло по тенденциям, шло по цикличности. Думаю, что и коронавирус, и ситуация с нефтью 8 марта, стали спусковым механизмом этого кризиса. Оно все к этому шло, и, наконец-то, кризис стартанул. Но опять-таки, если посмотреть на западных специалистов, то они не планирует даже падение по мировой экономике. Они прогнозируют, что рост экономики сохранится, но, естественно, он будет ниже, чем в прошлом году. В целом рост мировой экономики продолжится. Это с точки зрения мира, но с точки зрения Украины, мы, как самое слабое звено, как одно из самых слабых звеньев, должны к этому относиться очень аккуратно.

-Можно ли было бы перезапустить украинскую экономику в этот кризисный период?

-Это можно было бы воспринимать серьезно, если бы у нас был мир, если бы у нас была единая страна, если бы население поддерживало власть, было бы доверие к власти, если бы страна в едином порыве готова была чем-то жертвовать во имя того, чтобы будет лучше, чтобы все были уверены, что будет лучше. В данном случае ни один из факторов, которые я перечислил, не работают. У нас нет мира, у нас не единая страна, у нас не верят власти. Скорее всего, власть обманет, а не сделает так, что будет лучше через какое-то время. Как идея, она может существовать. Но практически я не вижу, как ее реализовать.

-Цены на продукты в Украине растут… Это как-то обосновано экономически или хотят больше прибыли получить?

-Это чистая спекуляция. Пока нет реализации товаров, которые бы подвозились, а те товары, которые есть на складах, импортные товары, в принципе, пересчитываются по курсу 30 грн за доллар. Я не могу сказать, что валютный курс влияет на импорт. Повышение цен на товары и продукты — это все дополнительная прибыль для поставщиков, спекуляция.

По материалам: Голос

Exit mobile version