Site icon Главпост

О. Вергелис: «Однажды в театре я встретил Зеленского…»

О. Вергелис: «Однажды в театре я встретил Зеленского…»

Одновременно со стартом бурного политического сезона в Украине стартовал сезон театральный. О его премьерах и перспективах корреспонденту ГолосUA рассказал известный театральный критик Олег Вергелис.

-Олег Анатольевич, театральный сезон в Украине раскручивается параллельно сезону политическому… На ваш взгляд, есть ли взаимосвязь между этими процессами?

-С моей стороны было бы большой глупостью и большой наивностью сравнить и «сталкивать» эти процессы. Никакой взаимосвязи с политическими метаморфозами театральный сезон – и теперешний, и прошлый – не имеет. Потому что искусство театра, может быть, занимает последнее место в списке интересов властей разных созывов. Власть интересуют те явления из гуманитарной сферы, где большие денежные потоки, где много кэша. Это, например, кинобизнес, который предусматривает миллионы гривен. Или это, например, пропаганда, которая тоже – дорогое удовольствие. Поэтому и власти не до театра, и театру не до власти, поскольку у нас не сильно развит театр документальный, социальный, политический. Всё пока на уровне робких попыток.

-В новой власти наверняка есть люди, которым близок театр…

– Я не говорю и не хочу сказать, что представители нынешнюю власть – сплошь инопланетяне. То есть, никогда не были и ничего не видели в театрах. Я так не думаю. Мне кажется, в этом смысле очень образованным и осведомленным человеком является Дмитрий Александрович Разумков, его мама – известная театральная актриса Наталья Кудря, которая работает в Киевском театре имени Леси Украинки. Пожалуй, этот театр с приходом новой политической эры «вздохнет», поскольку думаю, что у него теперь будут надежные и влиятельные защитники.

Если же говорить о самой что ни на есть высшей власти, признаюсь честно, когда-то еще в мирное время однажды я встретил в театре Зеленского с его супругой Еленой. Помню, это были гастроли Московского художественного театра, давали «Белую гвардию» Михаила Булгакова. Мы поздоровались. Перебросились несколькими словами, из которых мне стало понятно, что Зеленский – зритель вовсе не случайный, а человек, который знает, на что он пришел и что будет смотреть.

– Олег Анатольевич, что бы вы посоветовали, если бы вас попросили составить для Президента Зеленского список спектаклей, которые желательны для ознакомления главы государства, только спектаклей не гастрольных, хотя бы киевских…

-Вопрос нелегкий, поскольку в Украине сегодня есть на что посмотреть и есть что выбрать. Если сузить репертуарное поле, то в Театре Ивана Франко я бы посоветовал обратить внимание на шекспировское полотно «Кориолан» в постановке Дмитрия Богомазова. Это спектакль о цене и непрочности власти для любого победителя, которого сбивают с ног соблазны, предательства, соратники, союзники. Шекспир актуален всегда.

Из современных украинских пьес назову две, которые достойны внимания и которые режиссерски интересно решены. Это два спектакля в Киевском театре на Левом берегу Днепра – «Сталкеры» по пьесе Павла Арье режиссера Стаса Жиркова и «Плохие дороги» режиссера Тамара Труновой.

Еще один спектакль, который мог бы быть интересен главе государства, поскольку там играет его соратник и творческий единомышленник Стас Боклан, – это спектакль-хит, спектакль-блокбастер Киевского Молодого театра «Загадочные вариации» по пьесе Эрика-Эмманюэля Шмитта.

Это только то, что пришло в голову на первых порах. Отдельным списком могли бы быть спектакли во Львове, Ивано-Франковске, Одессе, Херсоне, Николаеве. К сожалению, я менее осведомлен о театральной жизни в родном городе Президента – Кривом Роге. Надеюсь, как-нибудь и туда доеду, несмотря на все свои приключения и клинические перипетии.

– Для вас, Олег Анатольевич, это было нелегкое время…

-Это лето для меня было не в театральном смысле драматическим: больницы на несколько месяцев выбили меня из колеи, но, к счастью, не сбили с ног. Это период труднейших испытаний и размышлений. Но это также период, который прояснил отношение многих людей ко мне. Вовсе не красивой фразой для меня стало давнее понятие «театральное братство». И я искренне благодарен всем театрам и всем их чудесным представителям, которые поддерживали меня, переживали, делали всё, чтобы облегчить мою участь. Так что театральное братство есть! И хороших людей, к счастью, больше, чем дураков, завистников и негодяев. Ради этих хороших людей хочется быстрее воспрянуть и отправиться в очередные командировки в близкие и дальние театры страны, чтобы донести благие вести о них. Ведь украинский театр – это не только столица. Это широкий полигон поисков и проблем в десятках больших и маленьких городов, которые, как мне кажется, ждут столичных журналистов и критиков, которые хотят послушать устные рецензии, если письменно такие не появляются.

Еще один личный момент, о котором не могу не сказать. Огромная благодарность моим друзьям и коллегам, которые не позволили мне упасть духом, а буквально заставили бороться.

Это слова признательности нашим замечательным врачам, которых, к счастью, не испортили никакие реформы, потому что остались профессионалы и гуманисты. Это в первую очередь хирург, врач-кудесник Дмитрий Александрович Семёшкин. Это чуткие врачи из «Оберига», Александровской клиники и Киевской областной больницы – Ирина Романовна, Юля, Николай, Сергей Александрович, Константин Львович и другие. Спасители! Будьте и вы здоровы, мои дорогие ангелы-хранители.

-Если перейти к ожидаемым тенденциям стартовавшего театрального сезона… Какие тенденции намечаются?

– Очевидно, определенную тенденцию будет формировать новый куратор в театральном направлении в Министерстве молодежи и спорта Андрей Палатный. Театральный менеджер и соратник Влада Троицкого по «ГОГОЛЬFESTу». Новый министр пригласил его в качестве эксперта и практика в новосозданное гуманитарное ведомство. Все мы желаем ему успехов. Более всего желаю ему, чтобы не забывал древние восточные истины в отношении того, что на лугу должны цвести разные цветы, а не только те, которые тебе нравятся. Пусть цветут на нашем театральном поле и миллион алых роз, и цветы полевые, и все то, что нравится творцам, зрителям, а не только чиновникам или меценатам.

Между тем, уже пробиваются версии о некоторых спорных театральных инициативах и псевдореформах от наших мажоров-реформаторов — все театры поставить на сугубо коммерческие рейки, упразднить репертуарные театры и т. д. Так это или не так, скоро узнаем. Если так, то nеатры устроят Зеленскому очередной Майдан даже без американских консультантов.

Еще одна тенденция, которую я условно называю юбилейная. В этом сезоне, пусть не пафосно, будут отмечаться несколько юбилеев у значительных и влиятельных театров: будет 100-летие Киевского театра Ивана Франко, 40-летие Театра драмы и комедии на Левом берегу,  юбилеи будут у Львовской оперы, у легендарного Харьковского театра кукол, у столичной Оперетты. И это далеко не полный список.

Кстати, если возвращаться к моим клиническим делам, то даже в больнице, ночами темными без сна, преодолевая сомнения и печали, я писал на планшете главы к своей новой книге, посвященной 100-летию любимого театра имени Ивана Франко. Поэтому не в прямом, а в переносном смысле театр пытался вытянуть меня, как Мюнхгаузена, за волосы даже в таких больничных переделках. Детальнее о книге пока не могу ничего сказать. Не люблю спешить. Как только она будет окончательно завершена, вам первым и расскажу о ней. На мой взгляд, это будет работа не случайная, а очень интересная для широкого круга читателей и для узкого круга ценителей театрального искусства.

-Назовите несколько уже запущенных новых спектаклей, которых ждете с нетерпением…

-Я с нетерпением жду новый спектакль по сказкам Андерсена, над которым начала работу режиссер Харьковского театра кукол, кукольница-волшебница Оксана Дмитриева. Среди других ожиданий сезона — гоголевская “Шинель” в Молодом театре в постановке Андрея Билоуса со Стасом Бокланом в главной роли. Жду «Трехгрошовую оперу» по Бертольду Брехту, меня интригует, кто сыграет в этом спектакле Мекки Ножа. Эта роль прославила Андрея Миронова и других великолепных актеров. Жду «Украденное счастье» Дмитрия Богомазова. Этот спектакль должен удивить неожиданным распределением ролей. Раньше в этой пьесе играли корифеи Театра Ивана Франко – Ужвий, Бучма, Добровольский, Ступка, Хоролец, Олексенко. Кто будет представлять эту пьесу на пике 100-летнего юбилея театра, пока не знаю, но предполагаю и желаю им всем удачи.

Буду ждать и верить в успех «Трамвая «Желание» Теннесси Уильямса в Театре Ивана Франко, работу над которым должен начать один из самых перспективных молодых режиссеров Иван Урывский. Это одна из моих любимых пьес. Интересно, кого он видит в роли Бланш Дюбуа. Это тоже великая роль, которая прославила Вивьен Ли и Светлану Немоляеву, а также много других великолепных актрис. Из того, что хотел бы посмотреть в новом театральном сезоне – «Кайдаши» в Диком театре, над которым поработали Наталья Ворожбит и Максим Гленко. Первые отклики очень вдохновляющие. Меня подмывает спрыгнуть с больничной койки и побежать в ту сельскую местность, где этот спектакль играют на фоне природы, а саундтреком становится крик петухов и кряканье уток. Ну да ничего, даст Бог, добежим, не взлетим, так поплаваем. Есть еще одна моя любимая формула: «нас бьют, мы летаем».

Могу до бесконечности называть интригующие меня проекты, среди таких, например, «Дориан Грей» в столичной оперетте или «Богема» в Национальной опере. Спектакли «Закон» Винниченко в Киевском театре на Подоле. Если все будет хорошо, обязательно приду в Театр Ивана Франко на спектакль «Поминальная молитва». Это новая версия постановки. Когда-то роль Молочника играл Богдан Ступка, а теперь играет Богдан Бенюк. Сейчас страсти накалены, многие пытаются сталкивать исполнителей лбами. Для меня ключевое слово – разность. Как бы сам Ступка отнесся к этому? Ступка с его широтой натуры и терпимостью, любовью к коллегам мог бы сказать свою коронную фразу: «Да нехай собі грають». Как известно, в бытность свою королем он не всегда хватался за ту или иную роль, а мог ее предложить сыграть своим коллегам. Некоторые роли и за него, и вместо него играл великолепный актер Петр Панчук. В этом смысле возвращение к Тевье Молочнику – это возвращении к истории самого театра, который, во что мне хочется верить, этой «Поминальной молитвой» поклонится памяти великого актера Богдана Ступки, великого режиссера Сергея Данченко и великого художника Даниила Лидера. Если помыслы честны и усилия искренни, пусть этот спектакль живет долго и пусть у него будут свои фанаты, потому что много фанатов было и у первой версии.

По материалам: Голос

Exit mobile version