Site icon Главпост

Л. Ткаченко: «Достойная старость стоит очень дорого»

Л. Ткаченко: «Достойная старость стоит очень дорого»

В ближайшем будущем в Украине появится возможность запуска накопительной пенсионной системы. С ее введением Украина опоздала лет на 15, уверяют эксперты. В условиях сложной демографической ситуации именно накопительные пенсии могут стать спасением от нищей старости. При нынешней солидарной пенсионной системе пенсия при зарплате в 8 тыс. грн составит порядка лишь 1,8 тыс. грн. Это почти на тысячу гривен меньше, чем фактический прожиточный минимум. О том, каким образом украинцам можно обеспечить достойную пенсию, корреспонденту ГолосUA рассказала ведущий научный сотрудник Института демографии и социальных исследований имени М.В. Птухи НАН Украины Лидия Ткаченко.

— Лидия Григорьевна, почему у нас все чаще говорят о введении накопительной пенсионной системы?

-Разговор не зря пошел о накопительной пенсионной системе, поскольку с нашей солидарной системой сделать что-либо сейчас очень трудно. Остается периодически проводить индексацию пенсий, но что-то кардинально там придумать невозможно. Сегодня в бедных странах со слабыми экономиками квазиобязательные накопительные пенсионные системы имеют место быть.

Касательно солидарной пенсионной системы уже было сделано очень много шагов, но они не были последовательными, не были достаточно продуманными и просчитанными. Наверное, это наша общая беда, нельзя сказать, что это касается только пенсионной системы. Тем не менее, в солидарной системе много чего сделано, однако накопительная система в любом случае должна вводиться дополнительно ко всему тому, что у нас сейчас есть. То есть, накопительная система не может и не должна заменить собой солидарную систему, она не может разрушить третий уровень (добровольно накопительный. – Ред.), заменить собой страхование жизни. Все, что есть сейчас на частных рынках, должно остаться.

-Что реально там еще можно сделать?

-Скоро закончится повышение пенсионного возраста для женщин, и встанет вопрос, что 60 лет для выхода женщин на пенсию – это как-то маловато для страны, которая претендует называться европейской страной. Скорее всего, повышать пенсионный возраст для женщин придется. И тут возникает большой шлейф дополнительных вопросов. То есть, реально в солидарной системе нужно просто индексировать пенсии, пользуясь теми правилами, которые есть сейчас. Платить пенсии по принципу «сколько можете, столько и платите», и каждый раз извиняться, что мало.

-Почему люди плохо принимали пенсионные реформы последних двух-трех лет?

-Заявлялось, что будет кардинальное повышение пенсий, будет такая непревзойденная реформа, но на самом деле результат был достаточно скромный. Что такое сегодня 100 грн или даже 2000 грн? Это говорит о том, настолько глубоко у нас стоит проблема, что пожилые люди очень сильно обеднели. Во многом то, что мы пережили эти страшные времена, произошло за счет людей старшего поколения.

Это объясняется «нескромными» аппетитами не только олигархов, но и нашего так называемого бизнеса. Бабушки покупают сейчас по полкапусты, только это они могут себе позволить на свою нищенскую пенсию. По сути, мы повторно пережили то, что было в 90-х годах, когда пенсии совсем не платили, когда была задолженность по зарплатам. По сути, за 2014 -2015-2016 годы мы прожили примерно то же самое, что было в 90-ых. Только тут оно было более локализовано и, конечно, было больше внешних обстоятельств. С другой стороны, приближаясь к 30-му году независимости уже можно было бы как-то научиться решать текущие проблемы не за счет пожилых людей. Это не совсем по-человечески.

-Как обеспечить людям достойную пенсию?

-Надо понимать, что достойная старость стоит очень дорого. Для того чтобы ее обеспечить, действительно нужны дополнительные деньги. То, что сейчас дается на пенсионную систему, то, что сделали с ЕСВ (единый социальный взнос) – пенсионную часть взноса уменьшили почти в 2 раза, конечно, такая пенсионная система, с таким взносом, с такой занятостью, с такими зарплатами, не в состоянии обеспечить достойный уровень пенсий в Украине. А даже то, что половина денег в Пенсионном фонде – это трансферт из госбюджета, это не решение проблемы, потому что этого все равно мало. Поэтому второй, накопительный обязательный уровень должен обязательно создаваться. Это будет сверх того, что у нас есть, – ЕСВ остается, солидарная система остается, третий уровень остается, страховые компании остаются. Повторю, второй уровень – обязательная накопительная пенсионная система в любом случае должна вводиться дополнительно, потому что мы не сможем платить нормальные пенсии их тех денег, которые сейчас направляются в пенсионную систему.

— Кто будет платить?

— Это должен быть дополнительный взнос. Недостаточно перераспределять, перекраивать пирог из госбюджета, из налогов, хотя там, безусловно, есть маневр для оптимизации, — для пенсий этого не хватит. То есть, действительно должен быть дополнительный взнос. Позиция нашего института в этом вопросе принципиальна – должна быть солидарность — должны участвовать все стороны социального диалога. То есть, очевидно, что должны поучаствовать в этом и работодатель, и работник, и государство что-то должно вложить. Такая модель страхования, когда три субъекта платят взносы, на самом деле это еще модель Бисмарка. Когда Бисмарк вводил свое социальное страхование (пенсионное и по инвалидности), то там действительно платил работодатель, платил работник и платило государство. Все было на трехсторонней основе. Страхование по Бисмарку сегодня – это его реинкарнация в некотором смысле. Другое дело, что пенсионный возраст во времена Бисмарка был 70 лет, и мало кто до него доживал, было больше шансов получить пенсию по инвалидности. Выплаты, конечно, были маленькими, но и взносы были маленькими.

По материалам: Голос

Exit mobile version